Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Аспекты экономической безопасности Арктического региона

Дата публикации: 11.09.2016

В период с 30 августа по 1 сентября состоялась VI Международная встреча представителей государств-членов Арктического совета, стран-наблюдателей в Арктическом совете и зарубежной научной общественности. Данная конференция является ежегодной и проводится по инициативе Совета Безопасности РФ. Для участия в ней приглашаются представители органов власти, бизнеса, научно-исследовательских институтов и университетов. По её итогам, Секретарь Совбеза Николай Патрушев, возглавлявший российскую делегацию, дал комментарии для средств массовой информации, в которых в том числе обозначил и задачи обеспечения экономической безопасности Арктического региона.


Николай Патрушев использовал именно формулировку «экономическая безопасность Арктического региона»:

«…важно обеспечить экономическую, транспортную, энергетическую, экологическую безопасность в этом регионе, поэтому, начиная с 2011 года, мы проводим подобные форумы.»

Тем не менее, речь фактически шла лишь о некоторых аспектах экономической безопасности, главным образом, в отношении ресурсного, экологического и транспортного обеспечения. Более того, следует понимать специфику этого обсуждения, которое носило международный характер, а значит не было полностью завязано на исключительные интересы какого-то одного государства.

Впрочем, в комментариях Николая Патрушева, в первую очередь, отмечены именно экономические интересы России в данном регионе:

«Для Российской Федерации данный регион является важнейшей ресурсной базой. Он обеспечивает около 11% национального дохода России. Здесь создаётся 22% объёма общероссийского экспорта, добывается и производится более 90% никеля и кобальта, 60% меди, 100% барита и апатитового концентрата.

Комплекс морского промышленного рыболовства, производит около 15% общих объёмов рыбной продукции страны и других водных биологических ресурсов.

В Арктике строятся крупные транспортные, энергетические объекты, возрождается Северный морской путь.

— Согласно Основам государственной политики Российской Федерации в Арктике важнейшими национальными интересами страны в этом регионе являются: использование Арктической зоны России в качестве стратегической ресурсной базы для социально-экономического развития государства; сохранение Арктики в качестве зоны мира и сотрудничества; сбережение уникальных экологических систем Арктики; использование Северного морского пути в качестве национальной единой транспортной коммуникации России в Арктике.

В Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года также ясно сформулированы приоритеты нашего государства в Арктике. Среди них — международное сотрудничество в Арктике.

Нам нужна стабильность в этом регионе, отсутствие даже намёка на конфронтацию приарктических государств. Для этого важно стимулировать позитивное развитие Арктики.»

В целом, можно отметить, что в комментариях Секретаря Совета Безопасности достаточно тесно переплетены как международные, так и национальные аспекты экономической безопасности данного региона. Проблемы экологического и транспортного характера вполне могут быть отнесены к международным, так как они актуальны для всех стран, присутствующих в данном регионе, а в случае экологии и не только, а вот ресурсные и конкретно экономические аспекты крайне трудно отнести к международным.

Вопрос важности ресурсного потенциала Арктики и энергетических проектов на данной территории не может быть в полной мере избавлен от национальных интересов, носящих исключающий характер по отношению к другим странам. Добыча полезных ископаемых в Арктике не возможна без закрепления за ними чьего-то права собственности, поэтому говорить о ресурсной безопасности Арктики вряд ли корректно, скорей нужно ставить вопрос о ресурсной безопасности России в Арктике или какой-то другой страны.