Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Может ли китайско-российская ось обанкротить США?

Дата публикации: 10.01.2014

Перепечатка статьи © Дж. Майкла Коула (J. Michael Cole) «Can a China-Russia Axis Bankrupt the US?» (Может ли китайско-российская ось обанкротить США? — англ.), опубликованной в «The Diplomat», в русском переводе сайта ИноСМИ. Статья посвящена экономическому аспекту геополитического противостояния США с Россией и Китаем, а также параллелям современной ситуации с холодной войной.


Член Госсовета Китая Ян Цзечи (англ. Yang Jiechi) и секретарь Совета безопасности Российской Федерации Николай Платонович Патрушев считают 2013 год «урожайным» для китайско-российских отношений. Кроме того, в этом году отношения обеих стран с Западом испортились ещё сильнее, и, судя по всему, в 2014 году ситуация может стать лишь хуже.

В последние годы многие говорили о том, что две тяжёлые войны — в Ираке и в Афганистане — и ослабление американской экономики подрезали крылья США и дали шанс Китаю. В то же самое время рост китайской экономики выражался двухзначной цифрой, а сравнительно стабильная с точки зрения безопасности обстановка помогала Китаю утвердиться в роли азиатского гегемона. Пока США старались выбраться из войн, которые невозможно было выиграть, и тратили на это миллиарды долларов, Пекин пожинал плоды «мирного подъёма», развивая экономику, разрешая давние территориальные споры с соседями, укрепляя связи с более слабыми странами региона и нейтрализуя Тайвань как потенциальный источник вооружённого конфликта.

Соответственно, когда Пекин начал играть мускулами в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях, американский «поворот к Азии» и «политика установления баланса» его не остановили. Было очевидно, что вновь усилившийся интерес Вашингтона к региону не означает — по крайней мере в среднесрочной перспективе — готовность потратить достаточно денег и ресурсов, чтобы всерьёз уравновесить влияние Китая. И китайцы, и многие из американских экспертов по вопросам обороны считают эту смену курса скорее благими пожеланиями и академическим упражнением, чем реальной стратегией — тем более, такой стратегией, которую в ближайшее время будут воплощать в жизнь. Именно поэтому Пекину не приходится всерьёз расплачиваться за угрозы изменить статус-кво в регионе — такие, как сделанное 23 ноября 2013 года заявление о том, что он расширяет опознавательную зону ПВО в Восточно-Китайском море. Между тем, можно с полным основанием предположить, что если бы США действительно развернули свою политику в азиатском направлении, это бы удержало Китай, явно не ищущий сейчас войны, от подобных авантюр.

Вдобавок Китай и Россия совместными усилиями могут заставить Вашингтон — даже если он всерьёз займётся Азией — распылять силы, а значит действовать неэффективно. Для этого им потребуется только расширять спектр задач, стоящих перед США в области безопасности, что будет дополнительно увеличивать нагрузку на и без того ограниченные ресурсы американских вооружённых сил. Несколько лет назад сотрудник Чатэм-Хауса Бобо Ло (англ. Bobo Lo) назвал сотрудничество России и Китая «осью удобства». С тех пор, как он опубликовал книгу под этим названием, прошло пять лет, но отношения между двумя странами стали лишь удобнее для обеих. Москва и Пекин, судя по всему, урегулировали — хотя бы на время — свои территориальные споры и теперь сотрудничают на стратегическом уровне в надежде заставить США полностью уйти из Азии.

Сейчас много внимания уделяется китайской стратегии предотвращения доступа к определённым областям (стратегия A2/AD), одним из ключевых компонентов которой служит противокорабельная баллистическая ракета DF-21D и частью которой, вероятно, также следует считать опознавательную зону ПВО. О российских попытках не допускать США к своим окрестностям говорят меньше. Между тем стоит отметить, что через две недели после китайского заявления об опознавательной зоне российский президент Владимир Путин подчеркнул на встрече с высокопоставленными военными, что России нужно усиливать своё присутствие в потенциально богатой ресурсами Арктике. Ранее в том же месяце — примерно за неделю до того, как Китай удивил мир своей новостью о противовоздушной обороне, — российский флот объявил Арктику своим приоритетом на 2014 год. Как писал ранее в этом месяце «The Diplomat», Россия сейчас направляет в этот регион подразделения ПВО и ПКО, а также отряды радиоэлектронной борьбы и создаёт в районе Воркуты, на Крайнем Севере, полноценную систему раннего радиолокационного обнаружения.

Нарастающее российское присутствие в Арктике, которая превращается в стратегически важный регион, безусловно, будет уравновешиваться реакцией США (они уже дали понять, что тоже планируют расширять своё присутствие на Севере). Однако подобное «установление баланса в Арктике» увеличит нагрузку на военный бюджет Америки и отвлечёт ресурсы от «азиатского поворота».

При этом 16 декабря 2013 года российские военные подтвердили, что они разместили в балтийском эксклаве Калининграде и на границах с входящими в НАТО Польшей, Эстонией, Латвией и Литвой тактические ракетные комплексы «Искандер-М» с дальностью около 400 километров, способные нести ядерные боеголовки. В предыдущие выходные стало известно, что согласно информации со спутников, в эксклаве находятся 10 «Искандеров». Хотя 19 декабря 2013 года президент Путин опроверг сведения о ракетных комплексах в Калининграде, Россия ясно даёт понять, что она намерена усилить деятельность в своём Западном военном округе, который, помимо Калининграда, включает в себя изрядную долю европейской части России.

Между тем, многие сомневаются в том, что Вашингтон может серьёзно увеличить оборонные расходы и при этом не обанкротиться. Америка вряд ли сумеет одновременно противостоять усилению Китая в Восточной Азии и в Юго-Восточной Азии, где, по слухам, он планирует создать вторую опознавательную зону, и росту российского присутствия в Арктике и у границ прибалтийских стран. Либо США придётся сконцентрироваться на чём-то одном, либо они попытаются заняться сразу всеми направлениями — но с явно недостаточными ресурсами. А так как Вашингтон считает, что ему необходимо выбрать второй путь, Китай и Россия или будут противостоять ослабленному и неспособному сконцентрироваться противнику, или просто заставят Америку пойти на непосильные затраты и надорваться. Вашингтону помогло бы, если бы Япония и страны НАТО согласились серьёзно увеличить свои оборонные расходы, но это маловероятно. Более того, существуют сомнения даже в том, что японцы согласятся изменить свою конституцию, без чего разделить бремя оборонных расходов будет невозможно.

Имеют ли США «право» присутствовать в регионах, которые Россия и Китай считают своими сферами влияния — это вопрос, лежащий за рамками данной статьи. Тем не менее, вполне очевидно, что ослабленные США, способность которых решать проблемы, связанные с «подъёмом» Китая, и без того сомнительна, сейчас могут столкнуться с долгосрочными вызовами со стороны китайско-российской оси. Чтобы эффективно противостоять этим вызовам, может потребоваться целый ряд «поворотов». Способна ли российская экономика выдержать затраты на такое усиление вооружённых сил, чтобы США пришлось менять стратегию, сказать пока сложно. Однако всё более авторитарная природа российской власти означает, что Москва будет намного менее уязвима для общественного недовольства ростом оборонных расходов в период общей экономии, чем Вашингтон.

И Россия, и Китай учли уроки конца холодной войны и помнят, как США в итоге победили СССР, обанкротив его. Похоже, что спустя два десятилетия Москва и Пекин решили отплатить Америке той же монетой.