Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Принятие Доктрины информационной безопасности РФ

Дата публикации: 06.12.2016

5 декабря 2016 года, Указом Президента РФ № 646 была утверждена новая редакция Доктрины информационной безопасности Российской Федерации, представляющей собой систему официальных взглядов на обеспечение национальной безопасности РФ в информационной сфере. С её полным текстом можно ознакомиться на нашем сайте (или в оригинале на сайте Совбеза РФ), здесь же будут приведены некоторые комментарии по данному документу в контексте аспектов экономической безопасности.


Сразу следует отметить то, что процесс разработки данного документа запомнился вынесением его проекта на общественное обсуждение, что однозначно является позитивной практикой. К сожалению, с организационной и технической стороны общественное обсуждение было реализовано не без проблем, что затруднило представление комментариев по данному документу. В итоге, как сообщалось Аппаратом Совбеза РФ, поступило лишь около 50 предложений, что представляется относительно немного.

Автором выдвигалось несколько предложений по доработки текста Доктрины, в частности, в отношении необходимости более чётко проработать в новой редакции аспекты защиты информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, а также в отношении необходимости нейтрализации угроз, связанных с вербальным воздействием публичных персон и организаций на экономическую конъюнктуру. К сожалению, по тем или иным причинам, в утверждённом документе большинство моментов, на которые было обращено внимание, учтены не были, хотя отдельные отмеченные спорные формулировки туда всё-таки не вошли.

В отношении экономических аспектов информационной безопасности можно отметить, что Доктрина в статье 17 сводит их преимущественно к вопросам научно-технологической безопасности:

«Состояние информационной безопасности в экономической сфере характеризуется недостаточным уровнем развития конкурентоспособных информационных технологий и их использования для производства продукции и оказания услуг. Остаётся высоким уровень зависимости отечественной промышленности от зарубежных информационных технологий в части, касающейся электронной компонентной базы, программного обеспечения, вычислительной техники и средств связи, что обусловливает зависимость социально-экономического развития Российской Федерации от геополитических интересов зарубежных стран.»

Статья же 24 в качестве стратегических целей обеспечения информационной безопасности в экономической сфере выделяет соответствующие меры обеспечения технологического суверенитета:

«…сведение к минимально возможному уровню влияния негативных факторов, обусловленных недостаточным уровнем развития отечественной отрасли информационных технологий и электронной промышленности, разработка и производство конкурентоспособных средств обеспечения информационной безопасности, а также повышение объёмов и качества оказания услуг в области обеспечения информационной безопасности.»

Таким образом, можно отметить, что Доктрина информационной безопасности РФ в редакции от 5 декабря 2016 года довольно узко трактует информационную безопасность в экономической сфере, абсолютно не учитывая целый ряд угроз, в частности, связанных всё с тем же вербальным воздействием публичных персон и организаций на экономическую конъюнктуру.

Также следует отметить, что 12 октября 2016 года, состоялось заседание Межведомственной комиссии Совета Безопасности РФ по информационной безопасности, на котором была обсуждена система показателей обеспечения информационной безопасности при реализации стратегических национальных приоритетов с целью повышения эффективности государственного мониторинга состояния национальной безопасности России. То есть был поднят вопрос о включении в систему оценки и государственного мониторинга состояния национальной безопасности показателей информационной безопасности. Тем не менее, в итоговом тексте Доктрины в явном виде их перечень отсутствует, хотя в статье 38 указывается, что результаты мониторинга реализации Доктрины «отражаются в ежегодном докладе Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации Президенту Российской Федерации о состоянии национальной безопасности и мерах по её укреплению», куда, в том числе, входит и общий отчёт по данной системе мониторинга.