Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Рецессия теневого сектора российской экономики

Дата публикации: 31.07.2016

Центром социально-политического мониторинга Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы (ИОН РАНХиГС) в мае 2016 года был проведён традиционный опрос, призванный выявить степень вовлечённости населения РФ в теневую экономику. Данное исследование проводилось уже в пятый раз (до этого в 2001, 2003, 2006 и 2013 гг.) и во все разы имело единую методику (1600 респондентов, 35 субъектов РФ, личные интервью), что позволяет сопоставлять результаты за разные годы. В итоге, результаты 2016 года дают основания констатировать рецессионные тенденции в теневой экономике, хотя специалисты и склонны их объяснять в большей степени кризисом, нежели склонностью к выходу из тени.


Сразу следует отметить, что в рамках данного исследования под вовлечённостью в теневую экономику понимается некриминальная трудовая деятельность в качестве основной или дополнительной работы без оформления, в том числе получение неофициальной части заработной платы.

В рамках такой трактовки теневой экономики, в данном секторе в 2016 году временно или постоянно работают 40,3% экономически активного населения РФ (30 млн чел.), а 11,7% (8,7 млн чел.) работают исключительно в нём. Что же касается потребителей услуг теневого сектора, то в той или иной мере ими является 51% всех домохозяйств. К наиболее распространённым теневым услугам относятся автосервис, такси и медицинское обслуживание.

Ключевым показателем являются средние расходы домохозяйств на товары и услуги, предоставляемые теневым сектором. Именно он и демонстрирует рецессионные тенденции, упав с 2013 года на 15% и составив в среднем 6000 рублей, что составляет 10-11% от всех расходов домохозяйств. Вместе с этим, доля занятых в теневой экономики в целом остаётся примерно на том же уровне, хотя в 2016 году и зафиксировано некоторое снижение данного показателя, но авторы исследования склонны относить его на счёт краткосрочных кризисных эффектов.

Таким образом, объём средств, вращающихся в теневом секторе российской экономики, действительно, сокращается, но вот сама по себе структура занятости населения в этой сфере принципиально не изменяется. В итоге, можно констатировать, что теневой сектор всего лишь испытывает на себе те же кризисные процессы, что и вся национальная экономика. С её восстановлением можно ожидать и восстановление оборотов теневого сектора.

(Использованы материалы «КоммерсантЪ».)