Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Базовая оценка научной компетентности организаций, претендовавших на разработку системы индикаторов национальной экономической безопасности РФ

Дата публикации: 12.06.2016

Как уже писалось ранее, весной 2016 года Министерство экономического развития РФ заказало разработку системы индикаторов национальной экономической безопасности. Заказ осуществлялся на конкурсной основе посредством системы государственных тендеров. Ко всему этому мероприятию есть масса вопросов как по организационным, так и по методологическим аспектам, но также вопросы вызывают и организации, участвовавшие в данном тендере, а вернее уровень их внутренних компетенций в сфере экономической безопасности. Дело в том, что экономическая безопасность остаётся довольно специфическим научным направлением, которым на серьёзном уровне занимается относительно небольшая группа специалистов. Именно поэтому возникает вопрос, «обладают ли организации, пытавшиеся выиграть данный тендер, соответствующими интеллектуальными ресурсами?»


Сразу стоит отметить, что однозначный и исчерпывающий ответ на поставленный вопрос дать практически невозможно, так как в значительной степени он будет базироваться на субъективных представлениях. Тем не менее, с некоторой степенью приближения можно оценить уровень внутренних компетенций данных организаций по вполне объективным наукометрическим критериям. В качестве такого критерия рассмотрим общее число научных публикаций по теме экономической безопасности, изданных специалистами, аффилированными с данными организациями.

Для решения поставленной задачи воспользуемся системой Российского индекса научного цитирования. Обратившись к его базе публикаций, сначала найдём все работы, у авторов которых указаны в аффиляциях названия интересующих нас организаций, после чего из полученных списков работ отберём те, у которых в заголовке, аннотации или ключевых словах встречается термин «экономическая безопасность» и его производные. В итоге, на момент написания данного материала были получены следующие результаты:

Организация Всего публикаций По теме
Высшая школа экономики 20585 63
Финансовый университет при Правительстве РФ 23244 103
Юго-Западный государственный университет 19258 131

Уточним пару моментов:

  • На первом этапе, название организации указывалось именно так, как приведено в таблице. В итоге, в список публикаций ВШЭ вошли также и те работы, которые ассоциированы с её региональными филиалами, а не только московским центральным отделением.
  • Поскольку Высшая школа экономики, несмотря на своё название, специализируется не только на экономических исследованиях, то среди публикаций встречались и не экономические. То есть показатель «всего публикаций» некорректно использовать для расчёта доли публикаций по теме экономической безопасности, и он приводится просто в справочных целях.

В результате, можно видеть, что наибольшее число научных публикаций издано специалистами Юго-Западного государственного университета, следом за которым идут специалисты Финансового университета при правительстве РФ, а специалистами Высшей школы экономики издано наименьшее число работ по экономической безопасности.

Напомним, что в итоге конкурс выиграл Финансовый университет, то есть, по данной оценке, организация с не самой сильной внутренней экспертизой по данной тематике.

Однако даже 131 публикация Юго-Западного государственного университета, по большому счёту, выглядит довольно бледно в контексте разговора о каких-то серьёзных внутренних компетенциях организации. Это при том, что проведённая оценка не учитывала качество данных работ, авторитетность изданий, в которых они были опубликованы, а также более точное соответствие тематики количественной оценки уровня национальной экономической безопасности.

С учётом того, что часть публикаций вообще посвящена не национальной, а корпоративной экономической безопасности, а ещё меньшая часть рассматривает вопросы количественной оценки, можно утверждать, что реальное число научных работ по теме индикаторов экономической безопасности на национальном уровне ещё меньше. Ну а ряд публикаций вообще может носить откровенно проходной характер, так как они не подвергались глубокой научной экспертизе в серьёзных авторитетных изданиях.

Таким образом, можно констатировать, что реальные компетенции организаций, претендовавших на разработку системы индикаторов национальной экономической безопасности, вызывают серьёзные сомнения. Разумеется, возможно более компетентные организации просто не подали соответствующих заявок, но речь здесь идёт не о юридической, а о научной стороне вопроса. Фактически можно констатировать, что за право проведения данной научно-исследовательской работы боролись явно не организации, имеющие ведущую экспертизу в национальной экономической безопасности. В результате, всё это может крайне негативно сказаться на качестве итогового результата и, как следствие, на качестве государственного управления, решения которого будут базироваться на разработанной системе индикаторов.