Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Заказ Минэкономразвития РФ на разработку системы индикаторов национальной экономической безопасности

Дата публикации: 05.06.2016

31 мая 2016 года были опубликованы результаты государственного тендера на написание научно-исследовательской работы о создании «федеральной системы управления и предотвращения рисков в сфере социально-экономического развития, в том числе экономической безопасности», проводимого Министерством экономического развития. Согласно опубликованным данным, победителем конкурса стал Финансовый университет при правительстве РФ, который и должен будет выполнить эту работу в рамках обновлённой Стратегии национальной безопасности. Отдельно стоит отметить, что в конкурсной документации был упомянут секретный указ президента Владимира Путина, существование которого в последствие было толи опровергнуто, толи нет, но, во всяком случае, ссылка на данный документ была названа «технической ошибкой».


Данный открытый конкурс проводился Министерством экономического развития РФ, а его максимальная сумма была установлена в размере 3,5 миллионов рублей. Процедура вскрытия конвертов прошла 24 мая, а через неделю — опубликованы результаты. В итоге, на данный тендер было подано три заявки от следующих организаций:

  • Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики
  • Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации
  • Юго-Западный государственный университет

Как уже было сказано, победила заявка Финансового университета, которая составила 3,325 миллионов рублей.

Согласно конкурсной документации, «целью работы является формирование федеральной системы стратегического анализа, управления и предотвращения рисков в сфере социально-экономического развития, в том числе экономической безопасности. Исполнитель должен подготовить предложения по формированию системы показателей, по которым будет оцениваться состояние социально-экономического развития, разработать методики определения пороговых значений этих показателей, а также модели стратегического анализа, управления и предотвращения рисков в этой сфере. Также исполнитель должен подготовить информационно-аналитические материалы о мировом опыте создания такой системы.»

Предполагается, что результат заказанного исследования должен быть направлен на «выявление тенденций, в том числе негативных и потенциально опасных, а также на обеспечение выработки рекомендаций по парированию выявленных угроз и рисков».

Попытку получить комментарии и разобраться в данной ситуации предприняли журналисты РБК, и данный материал базируется именно на результате их расследования. В частности, на их запрос представитель Минэкономразвития сообщил, что «необходимость комплексного подхода к стратегическому анализу, управлению и предотвращению рисков в сфере социально-экономического развития вытекает из положений» Стратегии национальной безопасности. Работа проводится по инициативе департамента стратегического развития и инноваций Министерства экономического развития. Согласно комментарию, сейчас оценка рисков широко используется в бизнесе, рекомендации в данной области готовят консалтинговые компании, а в системе государственного управления эта работа проводится в ситуационных центрах при органах государственного управления.

Не до конца понятным моментом является то, что в конкурсной документации Минэкономразвития сослалось на указ № 684 «Об оценке государственного мониторинга состояния национальной безопасности», подписанный Путиным одновременно с обновлённой Стратегией национальной безопасности. Однако РБК не удалось обнаружить его в открытом доступе, из-за чего и было сделано заключение, что он носит секретный характер.

В техническом задании тендера было сказано, что в этом указе утверждён перечень показателей состояния национальной безопасности, по которому должен проводиться государственный мониторинг, а исполнитель должен разработать практические методики определения «пороговых значений» для этих показателей. В итоге, один из участников конкурса попросил заказчика предоставить перечень этих показателей, после чего Минэкономразвития разъяснило, что упоминание указа в документации следует считать «технической ошибкой».

Вероятнее всего, речь идёт о неком перечне преимущественно социально-экономических показателей, для которых и надо будет определить предельно-критические значения, как уже делалось в 1996 и 2000 году, когда структурные подразделения Совета Безопасности РФ утвердили две подобные системы индикаторов экономической безопасности под авторством С. Ю. Глазьева и Центра финансово-банковских исследований Института экономики РАН под руководством В. К. Сенчагова соответственно.

Более того, 19 октября 2015 года Советом Безопасности РФ уже публиковалась информация о подготовке проекта Положения «Об оценке и государственном мониторинге состояния национальной безопасности Российской Федерации», в рамках которого и было заявлено о разработке подобной системы из более чем 60 показателей, базирующихся на существующей национальной статистике.

Скорей всего, вся эта ситуация является продолжением данной работы, однако странным выглядит то, что, по всей видимости, перечень показателей определяется одной рабочей группой, а вот их предельно-критические значения будут устанавливаться другой.

Представитель Минэкономразвития не ответил на вопрос РБК, какие именно критерии есть в закрытом президентском указе. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков также на момент публикации материала РБК на соответствующий запрос ответа не дал.

РБК, со ссылкой на неназванный источник в научном совете Совета Безопасности РФ, утверждает, что в число таких критериев вошли инфляция, дефицит государственного бюджета, уровень занятости и безработицы, объём валютных резервов, экспорт и импорт, уровень госдолга и ряд других. Он утверждает, что по каждому определялось пороговое значение, превышение которого может нести угрозу для экономической безопасности. Утверждается, что часть пороговых значений взяли из Маастрихтского договора, где, действительно, прописаны финансово-экономические ориентиры для стран-участниц как раз в форме пороговых значений.

Однако всё это не ново и в общем соответствует уже ранее утверждённым системам, разработанным в девяностых годах. То есть либо структура системы индикаторов не претерпела принципиальных изменений, либо источник РБК просто рассказал данные, устаревшие на полтора десятка лет.

Насколько известно, отчёт о выполнении работы должен быть предоставлен до 15 июля 2016 года, а главное с грифом «конфиденциально». То есть, согласно конкурсной документации, результаты заказанной научно-исследовательской работы нельзя распространять без согласования с министерством.

Таким образом, система оценки и мониторинга национальной безопасности, по которой, согласно Стратегии национальной безопасности, секретарь Совбеза РФ должен ежегодно отчитываться президенту России, может остаться закрытой. То есть не результаты оценки, не методика не будет раскрыта научному сообществу, что сделает невозможным их проверку со стороны широкого круга экспертов в сфере экономической безопасности.

Пожалуй, именно закрытость всего процесса является наиболее неприятным аспектом всей этой истории. Качество исследований в сфере индикаторов экономической безопасности итак вызывает серьёзные дискуссии в научном сообществе, а если их результаты нельзя будет проверить, то допущенные ошибки просто останутся не выявленными.

Как уже отмечалось, данный материал базировался на расследовании, опубликованном РБК. Однако в будущем мы ещё вернёмся к данной теме, так как она представляется одним из важнейших событий в сфере экономической безопасности за последние годы, а возможно даже и десятилетия. В этой истории остаётся ещё много спорных моментов: от опротестованных вследствие допущенных нарушений первых результатов тендера (так как конкурс был завершён не с первой попытки) до реальной компетенции исполнителей тендера в теме экономической безопасности. Ко всему этому мы планируем ещё вернуться в следующих публикациях.

(Использованы материалы РБК.)