Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Подготовка Банком России рекомендаций по осуществлению публичных заявлений, способных повлиять на экономическую конъюнктуру

Дата публикации: 29.09.2016

Как стало известно 26 сентября 2016 года из публикации Reuters, ссылающейся на собственные источники, Банк России выпускает памятки для чиновников с рекомендациями о том, как делать публичные заявления в отношении валютных курсов и других активов. Пресс-служба ЦБ РФ подтвердила, что в настоящее время банк разрабатывает рекомендации для должностных лиц, которые помогут снизить риск возможного воздействия публичных высказываний на ценообразование на бирже.


Источник Reuters уточнил, что важно даже не то, что говорят, а как говорят, следующим образом описав основную идею таких рекомендательных инструкций:

«Каждый чиновник должен понимать меру своей ответственности перед рыночным ценообразованием и использовать определённые словосочетания, которые будут позволять участникам рынка более чётко понимать, о чём идёт речь.»

Отмечается, что ранее подобных рекомендаций чиновникам регулятор не выпускал, а нынешние инструкции были разработаны перед достаточно длительным периодом колебаний курса рубля.

Представитель Банка России уточнил, что публичные высказывания должностных лиц могут оказывать существенное влияние на ход торгов и способствовать резким ценовым колебаниям различных финансовых инструментов. Именно поэтому и было принято решение подготовить подобные инструкции, в том числе и после изучения зарубежного опыта:

«Подобный опыт существует в ряде стран, мы его изучили и проанализировали. Действительно, очень важно обозначить темы, способные формировать экономические ожидания участников финансового рынка и приводить к конкретным инвестиционным решениям на бирже.»

Автор данной заметки в своё время выступал с предложением внести угрозу влияния подобных публичных заявлений в Доктрину информационной безопасности РФ, назвав их вербальным воздействием на экономическую конъюнктуру со следующим формальным определением:

Вербальное воздействие на экономическую конъюнктуру
Ситуация, когда публичное лицо или организация воздействуют на динамику рынка и социально-экономических показателей при помощи неформального выражения намерений или оценочных суждений. Вербальное воздействие может иметь форму либо явного обещания осуществления какого-либо действия, способного повлиять на экономическую конъюнктуру, либо высказывания некой оценки в иносказательной форме, но также способной оказать воздействие на динамику рыночных показателей.

К сожалению, из-за недостаточно качественной технической реализации общественного обсуждения проекта новой редакции Доктрины информационной безопасности, данное предложение, скорей всего, не дошло до аппарата Совета Безопасности РФ. Тем не менее, радует, что всё-таки в таком облегчённом виде данная угроза всё же нашла отражение. Хотя в текущем виде подобные публичные заявления трактуются скорей как риск некой неуклюжести, тогда как они вообще-то могут являться целенаправленным действием. Именно поэтому всё-таки представляется необходимым обозначать данное явление как полноценную угрозу.

(Использованы материалы Lenta.ru.)