Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Научный дневник № 55: Гипотетическая идеальная научная премия по экономике

Дата публикации: 22.10.2016

10 октября 2016 года, Премия Шведского национального банка по экономическим наукам памяти Альфреда Нобеля, более известная как «Нобелевская премия по экономике», была присуждена профессору экономики Гарвардского университета Оливеру Харту (англ. Oliver Hart) и профессору экономики Массачусетского технологического института Бенгту Хольмстрему (англ. Bengt Holmström) с формулировкой «за вклад в развитие теории контрактов» (англ. «for their contributions to contract theory»). Данные учёные разработали всеобъемлющую основу для анализа контрактов и особенностей их конструирования. В частности, в середине восьмидесятых годов XX века Оливер Харт включил в теорию концепцию неполных контрактов, предполагающих наличие переменных, о которых знают оба участника договора, но которые нельзя записать в документ и верифицировать с помощью суда. В сфере теории контрактов это, действительно, достаточно существенное усовершенствование исследовательского аппарата, но присуждение фактически наиболее престижной премии за научные достижения в сфере экономики именно этим специалистам было многими подвергнуто критике, что ставит вопрос о неидеальности существующих систем отбора лауреатов.


По большому счёту, обозначенная проблема спорности оценки номинантов на различные премии является вечной проблемой. Та же Нобелевская премия мира или премия по литературе вызывают подобные споры практически каждый год. Однако от премий в сфере науки, претендующей на некоторую объективность знаний, всё-таки ожидается бо́льшая степень консолидации экспертных оценок.

В точных науках, таких как физика или химия, также возникают споры относительно обоснованности присуждения премий за те или иные достижения. Однако там хотя бы нет спора вокруг адекватности исследования как такового. Даже в медицине, не являющейся точной дисциплиной, существует определённый объективный механизм оценки полезности исследования. И хотя в своё время Нобелевская премия по медицине вручалась автору лоботомии, но в последствие это вполне официально медицинским сообществом было признано ошибкой.

Экономика же как наука характеризуется отсутствием единообразности теорий. В один и тот же момент времени существует сразу несколько экономических теорий, конкурирующих друг с другом, или же вообще лежащих в принципиально различных областях. По большому счёту, в академической экономике за всю историю её существования не произошло признания несостоятельности хотя бы одной теории. То есть экономика — это наука, в которой новые теории хоть регулярно и пытаются опровергать старые, но в действительности они лишь дополняют общую массу конкурирующих теорий.

В результате этого, ожидать, что научная премия по экономике в формате, подобном Премии Шведского национального банка по экономическим наукам памяти Альфреда Нобеля, когда-то сможет удовлетворить большинство экономистов, вряд ли стоит. По большому счёту, во вручении премии в одной единственной номинации уже заложен принципиальный изъян, который не учитывает, во-первых, разность в сферах исследования, а во-вторых, конкурентный характер экономических теорий в рамках одной сферы.

Таким образом, гипотетическая идеальная научная премия по экономике должна строиться на двух принципах:

  1. Разделение на несколько номинаций, относящихся к основным сферам экономических исследований, например, макроэкономика, микроэкономика, эконометрика, институциональная экономика и пр.
  2. Присуждение премии не на основании соответствия мейнстриму или научной моде, а на основании степени обоснованности тезисов исследования, например, если гипотетическая неомарксистская теория будет сформулирована достаточно обоснованно, то она должна быть отмечена, хотя и не соответствует либерально-рыночному мейнстриму.

Ожидать подобного формата от Премии Шведского национального банка по экономическим наукам памяти Альфреда Нобеля абсолютно точно не стоит, так как это не соответствует сложившейся традиции, а также медийным соображениям. Подобная премия возможна лишь как новая история с нуля и соответственно на основе каких-то других организаций или объединений.

Пожалуй, если научная премия по экономике в подобном формате когда-нибудь появится и получит на старте достаточную поддержку, то по своей престижности она уже в среднесрочной перспективе вполне сможет обойти экономическую премию Банка Швеции.