Мысли об экономической безопасности № 77
Дата публикации: 21.03.2016
Семьдесят седьмой выпуск колонки, содержащей тезисное изложение различных мыслей на тему экономической безопасности, которые прямо или косвенно перекликаются с событиями последнего времени. Материал посвящён беглому представлению авторского взгляда на вопросы защиты экономических агентов и обеспечения устойчивости и конкурентоспособности корпоративных структур и хозяйственных систем.
- Некоторое время назад, США предупредили национальные банки, что не рекомендуют им участвовать в размещении российских ценных бумаг, так как это не соответствует духу ограничительных мер, предпринятых в отношении РФ. Соответственно банки, которые решат купить долговые облигации РФ могут быть заподозрены в предоставлении кредитных ресурсов России, а значит в нарушении санкционного режима. После этого, в ряде источников появилась информация, что Брюссель также предостерёг европейские банки от размещения российских евробондов.
- Однако позже представитель ЕС опроверг информацию о запрете европейским банкам покупать российские суверенные облигации. Официально считается, что секторальные санкции не запрещают приобретение, продажу и иные действия с облигациями, выпущенными правительством России. Однако общая неоднозначность ситуации вполне может подействовать как запрет, просто из нежелания банков рисковать.
- Подобная ситуация, когда в условиях отсутствия официальных санкций, государства и их национальные банки предпочитают всё же не предпринимать действий, которые могут быть трактованы как нарушение санкционного режима, наблюдается в отношениях России и Китая. По крайней мере, ряд представителей бизнеса утверждают, что китайские банки не торопятся кредитовать российский бизнес именно по этим причинам (подробнее см. «Неоднозначность позиции Китая по антироссийским санкциям»).
- Однако ситуация с антироссийскими санкциями в очередной раз разжигает противоречия в ЕС. В частности, главы МИД Италии и Венгрии заявили, что выступают против автоматического продления и расширения санкций в отношении России. Тем не менее, не стоит переоценивать это заявление, так как оно сводится лишь к обозначению той позиции, что решение не должно быть автоматическим, и его надо принимать на высоком уровне. То есть Италия и Венгрия не заявляют о желании проголосовать против, а лишь выступают за то, чтобы детально обсудить вопрос пролонгации экономических ограничений в отношении России.
- По всей видимости, вокруг продления санкций в отношении России идёт активный торг, как внутри ЕС, так и за его пределами. В частности, на ушедшей неделе, дипломатический источник РИА Новости в Брюсселе сообщил, что вывод из Сирии основной части российского воинского контингента может подготовить почву к постепенной отмене международных санкций в отношении Москвы. То есть, если брать это сообщение во внимание, то антироссийские санкции стали просто объектом общего торга с Россией, а не инструментом разрешения конфликта вокруг Украины, как это заявляется официально.
- Россия является причиной разногласий внутри ЕС и не только в связи с санкциями, но и в связи с энергетическими проектами. Так, на ушедшей неделе получила развития ситуация вокруг газопровода «Северный поток-2», который вызывает недовольство ряда европейских стран. В частности, лидеры восьми европейских стран направили главе Еврокомиссии Жан-Клоду Юнкеру письмо с возражениями против расширения проекта «Северный поток». Они утверждают, что его реализация приведёт к геополитической нестабильности. Если расшифровывать дипломатические формулировки, то эти страны опасаются, что основная часть российского газового экспорта окажется замкнутой на Германию, а значит текущие транзитные государства потеряют существенные доходы, а также окажутся в политической зависимости от Германии. То есть претензии фактически относятся не только к внешнему партнёру России, но и к внутреннему — Германии.
- Тем временем, наблюдается тенденция восстановления нефтяных цен. Однако относительно причин данного процесса мнения специалистов расходятся. Так, в отчёте Citigroup, представленном на прошедшей неделе, высказывается предположение, что основной причиной роста цен на нефть с 30 до 40 долларов за баррель стали перебои поставок из Нигерии и Ирана, а не договорённость России со странами ОПЕК. Якобы проблемы с поставками привели к тому, что рынок не получает около 800 тысяч баррелей нефти в сутки, что и стало причиной роста цен.
- С такой точкой зрения согласен старший сырьевой стратег ANZ Banking Group Дэниэл Хайнс, который придерживается аналогичного мнения. Он отмечает, что причиной роста котировок стали конфликты в районе нигерийских трубопроводов, которые повреждаются повстанцами, а также устаревшая нефтетранспортная система Ирана, многие участки которой требуют полной замены.
- Тем не менее, эта точка зрения выглядит довольно спорной ввиду того, что динамика нефтяных цен довольно чётко коррелирует именно с событиями вокруг переговоров ОПЕК и других нефтедобывающих стран. Так, на ушедшей неделе цена нефти Brent поднялась выше 40 долларов за баррель как раз на фоне заявлений о предстоящей встрече крупнейших экспортёров нефти в Катаре.
- Тем временем, российская макростатистика за февраль показывает, что по сравнению с аналогичным периодом 2015 года объёмы добычи полезных ископаемых выросли на 5,8%. Однако наиболее примечательным является то, что февраль 2016 года, впервые за последние 13 месяцев, был зафиксирован рост индекса промышленного производства, хотя и всего на 1%. То есть фундаментальные макроэкономические показатели начинают демонстрировать стабилизацию ситуации, однако пока рано говорить о выходе из кризиса. Можно лишь констатировать стабилизацию и адаптацию экономики к новым условиям.
- Косвенно это подтверждается и тем, что, согласно имеющимся данным, федеральный бюджет вновь будет приниматься в трёхлетнем формате. Поскольку отказ от трёхлетнего планирования в пользу годового был обусловлен как раз непредсказуемостью ситуации и резкими изменениями конъюнктуры, то возврат к более долгосрочному бюджетированию является сигналом стабилизации ситуации.
- Однако также на ушедшей неделе Банк России сохранил ключевую ставку на уровне 11%, мотивировав это сохранением высоких инфляционных рисков. То есть далеко не везде и во всём монетарные власти считают ситуацию в достаточной степени стабилизировавшейся.
- Напоследок отметим очередную новость в рамках саги вокруг украинского долга перед Россией. Дело в том, что российский иск, поданный в лондонский суд в связи с дефолтом Украины, предполагает взыскание штрафных процентов, размер которых составляет примерно 683 тыс. долларов судки, что уже существенно увеличило общую задолженность. То есть чем дольше Украина будет тянуть с урегулированием сложившейся ситуации, тем больше окажутся финансовые претензии России.