Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Военная доктрина Российской Федерации

Последнее изменение: 08.05.2015 в 20:21:40

Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2014 № 815 «О признании утратившим силу Указа Президента Российской Федерации от 5 февраля 2010 г. № 146 «О Военной доктрине Российской Федерации»».

УТВЕРЖДАЮ Президент Российской Федерации В. Путин

I. Общие положения

1. Военная доктрина Российской Федерации (далее — Военная доктрина) представляет собой систему официально принятых в государстве взглядов на подготовку к вооружённой защите и вооружённую защиту Российской Федерации.

2. В Военной доктрине на основе анализа военных опасностей и военных угроз Российской Федерации и интересам её союзников сформулированы основные положения военной политики и военно-экономического обеспечения обороны государства.

3. Правовую основу Военной доктрины составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в области обороны, контроля над вооружениями и разоружения, федеральные конституционные законы, федеральные законы, а также нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

4. В Военной доктрине учтены основные положения Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, а также соответствующие положения Концепции внешней политики Российской Федерации, Морской доктрины Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года и других документов стратегического планирования.

5. В Военной доктрине отражена приверженность Российской Федерации к использованию для защиты национальных интересов страны и интересов её союзников военных мер только после исчерпания возможностей применения политических, дипломатических, правовых, экономических, информационных и других инструментов ненасильственного характера.

6. Положения Военной доктрины конкретизируются в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и могут корректироваться в рамках стратегического планирования в военной сфере (военного планирования).

7. Реализация Военной доктрины достигается путём централизации государственного управления в области обороны и безопасности и осуществляется в соответствии с федеральным законодательством, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.

8. В Военной доктрине используются следующие основные понятия:

а) военная безопасность Российской Федерации (далее — военная безопасность) —
состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних военных угроз, связанных с применением военной силы или угрозой её применения, характеризуемое отсутствием военной угрозы либо способностью ей противостоять;
б) военная опасность —
состояние межгосударственных или внутригосударственных отношений, характеризуемое совокупностью факторов, способных при определённых условиях привести к возникновению военной угрозы;
в) военная угроза —
состояние межгосударственных или внутригосударственных отношений, характеризуемое реальной возможностью возникновения военного конфликта между противостоящими сторонами, высокой степенью готовности какого-либо государства (группы государств), сепаратистских (террористических) организаций к применению военной силы (вооружённому насилию);
г) военный конфликт —
форма разрешения межгосударственных или внутригосударственных противоречий с применением военной силы (понятие охватывает все виды вооружённого противоборства, включая крупномасштабные, региональные, локальные войны и вооружённые конфликты);
д) вооружённый конфликт —
вооружённое столкновение ограниченного масштаба между государствами (международный вооружённый конфликт) или противостоящими сторонами в пределах территории одного государства (внутренний вооружённый конфликт);
е) локальная война —
война, в которой преследуются ограниченные военно-политические цели, военные действия ведутся в границах противоборствующих государств и которая затрагивает преимущественно интересы только этих государств (территориальные, экономические, политические и другие);
ж) региональная война —
война с участием нескольких государств одного региона, ведущаяся национальными или коалиционными вооружёнными силами, в ходе которой стороны преследуют важные военно-политические цели;
з) крупномасштабная война —
война между коалициями государств или крупнейшими государствами мирового сообщества, в которой стороны преследуют радикальные военно-политические цели. Крупномасштабная война может стать результатом эскалации вооружённого конфликта, локальной или региональной войны с вовлечением значительного количества государств разных регионов мира. Эта война потребует мобилизации всех имеющихся материальных ресурсов и духовных сил государств-участников;
и) военная политика —
деятельность государства по организации и осуществлению обороны и обеспечению безопасности Российской Федерации, а также интересов её союзников;
к) военная организация государства (далее — военная организация) —
совокупность органов государственного и военного управления, Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, создаваемых на военное время специальных формирований (далее — Вооружённые Силы, другие войска и органы), составляющих её основу и осуществляющих свою деятельность военными методами, и оборонно-промышленный комплекс страны, совместная деятельность которых направлена на подготовку к вооружённой защите и вооружённую защиту Российской Федерации;
л) военное планирование —
определение порядка и способов реализации целей и задач развития военной организации, строительства и развития Вооружённых Сил, других войск и органов, их применения и всестороннего обеспечения;
м) мобилизационная готовность Российской Федерации —
способность Вооружённых Сил, других войск и органов, экономики государства, а также федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций к выполнению мобилизационных планов;
н) система неядерного сдерживания —
комплекс внешнеполитических, военных и военно-технических мер, направленных на предотвращение агрессии против Российской Федерации неядерными средствами.

II. Военные опасности и военные угрозы Российской Федерации

9. Мировое развитие на современном этапе характеризуется усилением глобальной конкуренции, напряжённости в различных областях межгосударственного и межрегионального взаимодействия, соперничеством ценностных ориентиров и моделей развития, неустойчивостью процессов экономического и политического развития на глобальном и региональном уровнях на фоне общего осложнения международных отношений. Происходит поэтапное перераспределение влияния в пользу новых центров экономического роста и политического притяжения.

10. Неурегулированными остаются многие региональные конфликты. Сохраняются тенденции к их силовому разрешению, в том числе в регионах, граничащих с Российской Федерацией. Существующая архитектура (система) международной безопасности не обеспечивает равной безопасности всех государств.

11. Наметилась тенденция смещения военных опасностей и военных угроз в информационное пространство и внутреннюю сферу Российской Федерации. При этом, несмотря на снижение вероятности развязывания против Российской Федерации крупномасштабной войны, на ряде направлений военные опасности для Российской Федерации усиливаются.

12. Основные внешние военные опасности:

  • а) наращивание силового потенциала Организации Североатлантического договора (НАТО) и наделение её глобальными функциями, реализуемыми в нарушение норм международного права, приближение военной инфраструктуры стран-членов НАТО к границам Российской Федерации, в том числе путём дальнейшего расширения блока;
  • б) дестабилизация обстановки в отдельных государствах и регионах и подрыв глобальной и региональной стабильности;
  • в) развёртывание (наращивание) воинских контингентов иностранных государств (групп государств) на территориях государств, сопредельных с Российской Федерацией и её союзниками, а также в прилегающих акваториях, в том числе для политического и военного давления на Российскую Федерацию;
  • г) создание и развёртывание систем стратегической противоракетной обороны, подрывающих глобальную стабильность и нарушающих сложившееся соотношение сил в ракетно-ядерной сфере, реализация концепции «глобального удара», намерение разместить оружие в космосе, а также развёртывание стратегических неядерных систем высокоточного оружия;
  • д) территориальные претензии к Российской Федерации и её союзникам, вмешательство в их внутренние дела;
  • е) распространение оружия массового поражения, ракет и ракетных технологий;
  • ж) нарушение отдельными государствами международных договорённостей, а также несоблюдение ранее заключённых международных договоров в области запрещения, ограничения и сокращения вооружений;
  • з) применение военной силы на территориях государств, сопредельных с Российской Федерацией и её союзниками, в нарушение Устава Организации Объединённых Наций (ООН) и других норм международного права;
  • и) наличие (возникновение) очагов и эскалация вооружённых конфликтов на территориях государств, сопредельных с Российской Федерацией и её союзниками;
  • к) растущая угроза глобального экстремизма (терроризма) и его новых проявлений в условиях недостаточно эффективного международного антитеррористического сотрудничества, реальная угроза проведения терактов с применением радиоактивных и токсичных химических веществ, расширение масштабов транснациональной организованной преступности, прежде всего незаконного оборота оружия и наркотиков;
  • л) наличие (возникновение) очагов межнациональной и межконфессиональной напряжённости, деятельность международных вооружённых радикальных группировок, иностранных частных военных компаний в районах, прилегающих к государственной границе Российской Федерации и границам её союзников, а также наличие территориальных противоречий, рост сепаратизма и экстремизма в отдельных регионах мира;
  • м) использование информационных и коммуникационных технологий в военно-политических целях для осуществления действий, противоречащих международному праву, направленных против суверенитета, политической независимости, территориальной целостности государств и представляющих угрозу международному миру, безопасности, глобальной и региональной стабильности;
  • н) установление в государствах, сопредельных с Российской Федерацией, режимов, в том числе в результате свержения легитимных органов государственной власти, политика которых угрожает интересам Российской Федерации;
  • о) подрывная деятельность специальных служб и организаций иностранных государств и их коалиций против Российской Федерации.

13. Основные внутренние военные опасности:

  • а) деятельность, направленная на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране, дезорганизацию функционирования органов государственной власти, важных государственных, военных объектов и информационной инфраструктуры Российской Федерации;
  • б) деятельность террористических организаций и отдельных лиц, направленная на подрыв суверенитета, нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации;
  • в) деятельность по информационному воздействию на население, в первую очередь на молодых граждан страны, имеющая целью подрыв исторических, духовных и патриотических традиций в области защиты Отечества;
  • г) провоцирование межнациональной и социальной напряжённости, экстремизма, разжигание этнической и религиозной ненависти либо вражды.

14. Основные военные угрозы:

  • а) резкое обострение военно-политической обстановки (межгосударственных отношений) и создание условий для применения военной силы;
  • б) воспрепятствование работе систем государственного и военного управления Российской Федерации, нарушение функционирования её стратегических ядерных сил, систем предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства, объектов хранения ядерных боеприпасов, атомной энергетики, атомной, химической, фармацевтической и медицинской промышленности и других потенциально опасных объектов;
  • в) создание и подготовка незаконных вооружённых формирований, их деятельность на территории Российской Федерации или на территориях её союзников;
  • г) демонстрация военной силы в ходе проведения учений на территориях государств, сопредельных с Российской Федерацией и её союзниками;
  • д) активизация деятельности вооружённых сил отдельных государств (групп государств) с проведением частичной или общей мобилизации, переводом органов государственного и военного управления этих государств на работу в условиях военного времени.

15. Характерные черты и особенности современных военных конфликтов:

  • а) комплексное применение военной силы, политических, экономических, информационных и иных мер невоенного характера, реализуемых с широким использованием протестного потенциала населения и сил специальных операций;
  • б) массированное применение систем вооружения и военной техники, высокоточного, гиперзвукового оружия, средств радиоэлектронной борьбы, оружия на новых физических принципах, сопоставимого по эффективности с ядерным оружием, информационно-управляющих систем, а также беспилотных летательных и автономных морских аппаратов, управляемых роботизированных образцов вооружения и военной техники;
  • в) воздействие на противника на всю глубину его территории одновременно в глобальном информационном пространстве, в воздушно-космическом пространстве, на суше и море;
  • г) избирательность и высокая степень поражения объектов, быстрота манёвра войсками (силами) и огнём, применение различных мобильных группировок войск (сил);
  • д) сокращение временны́х параметров подготовки к ведению военных действий;
  • е) усиление централизации и автоматизации управления войсками и оружием в результате перехода от строго вертикальной системы управления к глобальным сетевым автоматизированным системам управления войсками (силами) и оружием;
  • ж) создание на территориях противоборствующих сторон постоянно действующей зоны военных действий;
  • з) участие в военных действиях иррегулярных вооружённых формирований и частных военных компаний;
  • и) применение непрямых и асимметричных способов действий;
  • к) использование финансируемых и управляемых извне политических сил, общественных движений.

16. Ядерное оружие будет оставаться важным фактором предотвращения возникновения ядерных военных конфликтов и военных конфликтов с применением обычных средств поражения (крупномасштабной войны, региональной войны).

III. Военная политика Российской Федерации

17. Основные задачи военной политики Российской Федерации определяются Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством, Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и Военной доктриной.

18. Военная политика Российской Федерации направлена на сдерживание и предотвращение военных конфликтов, совершенствование военной организации, форм и способов применения Вооружённых Сил, других войск и органов, повышение мобилизационной готовности в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, а также интересов её союзников.

Деятельность Российской Федерации по сдерживанию и предотвращению военных конфликтов

19. Российская Федерация обеспечивает постоянную готовность Вооружённых Сил, других войск и органов к сдерживанию и предотвращению военных конфликтов, к вооружённой защите Российской Федерации и её союзников в соответствии с нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

20. Недопущение ядерного военного конфликта, как и любого другого военного конфликта, положено в основу военной политики Российской Федерации.

21. Основные задачи Российской Федерации по сдерживанию и предотвращению военных конфликтов:

  • а) оценка и прогнозирование развития военно-политической обстановки на глобальном и региональном уровне, а также состояния межгосударственных отношений в военно-политической сфере с использованием современных технических средств и информационных технологий;
  • б) нейтрализация возможных военных опасностей и военных угроз политическими, дипломатическими и иными невоенными средствами;
  • в) поддержание глобальной и региональной стабильности и потенциала ядерного сдерживания на достаточном уровне;
  • г) поддержание Вооружённых Сил, других войск и органов в заданной степени готовности к боевому применению;
  • д) поддержание мобилизационной готовности экономики Российской Федерации, органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в установленных им сферах деятельности на уровне, необходимом для обеспечения решения задач в военное время;
  • е) объединение усилий государства, общества и личности по защите Российской Федерации, разработка и реализация мер, направленных на повышение эффективности военно-патриотического воспитания граждан Российской Федерации и их подготовки к военной службе;
  • ж) расширение круга государств-партнёров и развитие сотрудничества с ними на основе общих интересов в сфере укрепления международной безопасности в соответствии с положениями Устава ООН, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, расширение взаимодействия с государствами-участниками БРИКС (Федеративная Республика Бразилия, Российская Федерация, Республика Индия, Китайская Народная Республика и Южно-Африканская Республика);
  • з) укрепление системы коллективной безопасности в рамках Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и наращивание её потенциала, усиление взаимодействия в области международной безопасности в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ), Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), взаимодействие с Республикой Абхазия и Республикой Южная Осетия в целях обеспечения совместной обороны и безопасности, поддержание равноправного диалога в сфере европейской безопасности с Европейским союзом и НАТО, содействие построению в Азиатско-Тихоокеанском регионе новой модели безопасности, основанной на коллективных внеблоковых началах;
  • и) соблюдение международных договоров Российской Федерации в области сокращения и ограничения ракетно-ядерных вооружений;
  • к) заключение и реализация соглашений в области контроля над обычными вооружениями, а также осуществление мер по укреплению взаимного доверия;
  • л) формирование механизмов взаимовыгодного двустороннего и многостороннего сотрудничества в противодействии вероятным ракетным угрозам, включая при необходимости создание совместных систем противоракетной обороны с равноправным российским участием;
  • м) противодействие попыткам отдельных государств (групп государств) добиться военного превосходства путём развёртывания систем стратегической противоракетной обороны, размещения оружия в космическом пространстве, развёртывания стратегических неядерных систем высокоточного оружия;
  • н) заключение международного договора о предотвращении размещения в космическом пространстве любых видов оружия;
  • о) согласование в рамках ООН элементов нормативного регулирования безопасного осуществления космической деятельности, включая безопасность операций в космическом пространстве в их общетехническом понимании;
  • п) укрепление потенциала Российской Федерации в области мониторинга объектов и событий в околоземном пространстве, включая механизм международного взаимодействия в указанной области;
  • р) участие в международной миротворческой деятельности, в том числе под эгидой ООН и в рамках взаимодействия с международными (региональными) организациями;
  • с) разработка и принятие международного механизма контроля за соблюдением Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического), токсинного оружия и об их уничтожении;
  • т) участие в борьбе с международным терроризмом;
  • у) создание условий, обеспечивающих снижение риска использования информационных и коммуникационных технологий в военно-политических целях для осуществления действий, противоречащих международному праву, направленных против суверенитета, политической независимости, территориальной целостности государств и представляющих угрозу международному миру, безопасности, глобальной и региональной стабильности.

Применение Вооружённых Сил, других войск и органов, их основные задачи в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время

22. Российская Федерация считает правомерным применение Вооружённых Сил, других войск и органов для отражения агрессии против неё и (или) её союзников, поддержания (восстановления) мира по решению Совета Безопасности ООН, других структур коллективной безопасности, а также для обеспечения защиты своих граждан, находящихся за пределами Российской Федерации, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

23. Применение Вооружённых Сил, других войск и органов в мирное время осуществляется по решению Президента Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законодательством. При этом применение Вооружённых Сил, других войск и органов осуществляется решительно, целенаправленно и комплексно на основе заблаговременного и постоянного анализа складывающейся военно-политической и военно-стратегической обстановки.

24. Российская Федерация рассматривает вооружённое нападение на государство-участника Союзного государства или любые действия с применением военной силы против него как акт агрессии против Союзного государства и осуществит ответные меры.

25. Российская Федерация рассматривает вооружённое нападение на государство-члена ОДКБ как агрессию против всех государств-членов ОДКБ и осуществит в этом случае меры в соответствии с Договором о коллективной безопасности.

26. В рамках выполнения мероприятий стратегического сдерживания силового характера Российской Федерацией предусматривается применение высокоточного оружия.

27. Российская Федерация оставляет за собой право применить ядерное оружие в ответ на применение против неё и (или) её союзников ядерного и других видов оружия массового поражения, а также в случае агрессии против Российской Федерации с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства. Решение о применении ядерного оружия принимается Президентом Российской Федерации.

28. Выполнение стоящих перед Вооружёнными Силами, другими войсками и органами задач организуется и осуществляется в соответствии с Планом обороны Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, приказами и директивами Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и документами стратегического планирования по вопросам обороны.

29. Российская Федерация выделяет воинские контингенты в состав миротворческих сил ОДКБ для участия в операциях по поддержанию мира по решению Совета коллективной безопасности ОДКБ. Российская Федерация выделяет воинские контингенты в состав Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ, Коллективных сил быстрого развёртывания Центрально-Азиатского региона коллективной безопасности в целях оперативного реагирования на военные угрозы в отношении государств-членов ОДКБ и решения иных задач, определённых Советом коллективной безопасности ОДКБ.

30. Для осуществления миротворческих операций по мандату ООН или по мандату СНГ Российская Федерация предоставляет воинские контингенты в порядке, установленном федеральным законодательством и международными договорами Российской Федерации.

31. В целях защиты интересов Российской Федерации и её граждан, поддержания международного мира и безопасности формирования Вооружённых Сил могут оперативно использоваться за пределами Российской Федерации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и федеральным законодательством.

32. Основные задачи Вооружённых Сил, других войск и органов в мирное время:

  • а) защита суверенитета, территориальной целостности Российской Федерации и неприкосновенности её территории;
  • б) стратегическое (ядерное и неядерное) сдерживание, в том числе предотвращение военных конфликтов;
  • в) поддержание состава, состояния боевой и мобилизационной готовности и подготовки стратегических ядерных сил, сил и средств, обеспечивающих их функционирование и применение, а также систем управления на уровне, гарантирующем нанесение неприемлемого ущерба агрессору в любых условиях обстановки;
  • г) своевременное предупреждение Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами Российской Федерации о воздушно-космическом нападении, оповещение органов государственного и военного управления, войск (сил) о военных опасностях и военных угрозах;
  • д) поддержание способности Вооружённых Сил, других войск и органов к заблаговременному развёртыванию группировок войск (сил) на потенциально опасных стратегических направлениях, а также их готовности к боевому применению;
  • е) обеспечение воздушно-космической обороны важнейших объектов Российской Федерации и готовности к отражению ударов средств воздушно-космического нападения;
  • ж) развёртывание и поддержание в стратегической космической зоне орбитальных группировок космических аппаратов, обеспечивающих деятельность Вооружённых Сил;
  • з) охрана и оборона важных государственных и военных объектов, объектов на коммуникациях и специальных грузов;
  • и) создание новых, модернизация и развитие имеющихся объектов военной инфраструктуры Вооружённых Сил, других войск и органов, а также отбор объектов инфраструктуры двойного назначения для использования войсками (силами) в целях обороны;
  • к) защита граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации от вооружённого нападения на них;
  • л) участие в операциях по поддержанию (восстановлению) международного мира и безопасности, принятие мер для предотвращения (устранения) угрозы миру, подавление актов агрессии (нарушения мира) на основании решений Совета Безопасности ООН или иных органов, уполномоченных принимать такие решения в соответствии с международным правом;
  • м) борьба с пиратством, обеспечение безопасности судоходства;
  • н) обеспечение безопасности экономической деятельности Российской Федерации в Мировом океане;
  • о) борьба с терроризмом на территории Российской Федерации и пресечение международной террористической деятельности за пределами её территории;
  • п) подготовка к проведению мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне;
  • р) участие в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности;
  • с) участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций и восстановление объектов специального назначения;
  • т) участие в обеспечении режима чрезвычайного положения;
  • у) обеспечение национальных интересов Российской Федерации в Арктике.

33. Основные задачи Вооружённых Сил, других войск и органов в период непосредственной угрозы агрессии:

  • а) осуществление комплекса дополнительных мероприятий, направленных на снижение уровня угрозы агрессии и повышение уровня боевой и мобилизационной готовности Вооружённых Сил в целях проведения стратегического развёртывания;
  • б) поддержание потенциала ядерного сдерживания в установленной степени готовности;
  • в) стратегическое развёртывание Вооружённых Сил;
  • г) участие в обеспечении режима военного положения;
  • д) осуществление мероприятий по территориальной обороне, а также выполнение в установленном порядке мероприятий по гражданской обороне;
  • е) выполнение международных обязательств Российской Федерации по коллективной обороне, отражение или предотвращение в соответствии с нормами международного права вооружённого нападения на другое государство, обратившееся к Российской Федерации с соответствующей просьбой.

34. Основными задачами Вооружённых Сил, других войск и органов в военное время являются отражение агрессии против Российской Федерации и её союзников, нанесение поражения войскам (силам) агрессора, принуждение его к прекращению военных действий на условиях, отвечающих интересам Российской Федерации и её союзников.

Развитие военной организации

35. Основные задачи развития военной организации:

  • а) приведение структуры, состава и численности компонентов военной организации в соответствие с задачами в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время с учётом выделения на эти цели достаточного количества финансовых, материальных и иных ресурсов. Планируемые количество и сроки выделения указанных ресурсов отражаются в документах планирования долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации;
  • б) повышение эффективности и безопасности функционирования системы государственного и военного управления, обеспечение информационного взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами при решении задач в области обороны и безопасности;
  • в) совершенствование системы воздушно-космической обороны Российской Федерации;
  • г) совершенствование военно-экономического обеспечения военной организации на основе рационального использования финансовых, материальных и иных ресурсов;
  • д) совершенствование военного планирования;
  • е) совершенствование территориальной обороны и гражданской обороны Российской Федерации;
  • ж) совершенствование системы создания запаса мобилизационных ресурсов, в том числе запасов вооружения, военной и специальной техники, а также материально-технических средств;
  • з) повышение эффективности функционирования системы эксплуатации и ремонта вооружения, военной и специальной техники;
  • и) создание интегрированных структур материально-технического, социального, медицинского и научного обеспечения в Вооружённых Силах, других войсках и органах, а также учреждений военного образования и подготовки кадров;
  • к) совершенствование системы информационной безопасности Вооружённых Сил, других войск и органов;
  • л) повышение престижа военной службы, всесторонняя подготовка к ней граждан Российской Федерации;
  • м) обеспечение военно-политического и военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами;
  • н) развитие мобилизационной базы и обеспечение мобилизационного развёртывания Вооружённых Сил, других войск и органов, а также совершенствование методов комплектования и подготовки мобилизационных людских резервов и мобилизационных людских ресурсов;
  • о) совершенствование системы радиационной, химической и биологической защиты войск (сил) и населения.

36. Основные приоритеты развития военной организации:

  • а) совершенствование системы управления военной организацией и повышение эффективности её функционирования;
  • б) обеспечение необходимой степени укомплектованности, оснащённости и обеспеченности соединений, воинских частей и формирований постоянной готовности и требуемого уровня их подготовки;
  • в) повышение качества подготовки кадров и военного образования, а также наращивание военно-научного потенциала.

Строительство и развитие Вооружённых Сил, других войск и органов

37. Основная задача строительства и развития Вооружённых Сил, других войск и органов — приведение их структуры, состава, численности и оснащённости современными (перспективными) образцами вооружения, военной и специальной техники в соответствие с прогнозируемыми военными угрозами, содержанием и характером военных конфликтов, задачами в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время, а также с политическими, социально-экономическими, демографическими и военно-техническими условиями и возможностями Российской Федерации.

38. В строительстве и развитии Вооружённых Сил, других войск и органов Российская Федерация исходит из необходимости:

  • а) совершенствования состава и структуры Вооружённых Сил, других войск и органов, оптимизации штатной численности военнослужащих;
  • б) обеспечения рационального соотношения соединений и воинских частей постоянной готовности и соединений и воинских частей, предназначенных для мобилизационного развёртывания Вооружённых Сил, других войск и органов;
  • в) повышения качества оперативной, боевой, специальной и мобилизационной подготовки;
  • г) совершенствования взаимодействия между объединениями, соединениями и воинскими частями видов и родов войск Вооружённых Сил, другими войсками и органами, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, привлекаемыми к организации обороны;
  • д) обеспечения современными образцами вооружения, военной и специальной техники (материально-техническими средствами) и их качественного освоения;
  • е) интеграции и скоординированного развития систем технического, тылового и других видов обеспечения Вооружённых Сил, других войск и органов;
  • ж) совершенствования систем военного образования и воспитания, подготовки кадров, военной науки;
  • з) подготовки высокопрофессиональных, преданных Отечеству военнослужащих, повышения престижа военной службы.

39. Выполнение основных задач строительства и развития Вооружённых Сил, других войск и органов достигается путём:

  • а) формирования и последовательной реализации военной политики;
  • б) эффективного военно-экономического обеспечения и достаточного финансирования Вооружённых Сил, других войск и органов;
  • в) повышения эффективности функционирования оборонно-промышленного комплекса;
  • г) обеспечения надёжного функционирования системы управления Вооружёнными Силами, другими войсками и органами в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время;
  • д) поддержания способности экономики страны обеспечить потребности Вооружённых Сил, других войск и органов;
  • е) поддержания мобилизационной базы в состоянии, обеспечивающем проведение мобилизационного развёртывания Вооружённых Сил, других войск и органов;
  • ж) развития сил гражданской обороны постоянной готовности, способных выполнять свои функции в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время;
  • з) формирования территориальных войск для охраны и обороны военных, государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей;
  • и) совершенствования системы дислокации (базирования) Вооружённых Сил, других войск и органов, в том числе за пределами территории Российской Федерации, в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральным законодательством;
  • к) создания эшелонированной по стратегическим и операционным направлениям системы военной инфраструктуры;
  • л) заблаговременного создания запаса мобилизационных ресурсов;
  • м) эффективного обеспечения информационной безопасности Вооружённых Сил, других войск и органов;
  • н) совершенствования структуры военных образовательных организаций высшего образования, федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, в которых проводится обучение граждан Российской Федерации по программам военной подготовки, а также оснащения их современной учебной материально-технической базой;
  • о) повышения уровня социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также гражданского персонала Вооружённых Сил, других войск и органов;
  • п) реализации установленных федеральным законодательством социальных гарантий военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, повышения качества их жизни;
  • р) совершенствования системы комплектования военнослужащими, проходящими военную службу по контракту и по призыву, с преимущественным укомплектованием должностей рядового и сержантского состава, обеспечивающих боеспособность соединений и воинских частей Вооружённых Сил, других войск и органов, военнослужащими, проходящими военную службу по контракту;
  • с) укрепления организованности, правопорядка и воинской дисциплины, а также профилактики и пресечения коррупционных проявлений;
  • т) совершенствования допризывной подготовки и военно-патриотического воспитания граждан;
  • у) обеспечения государственного и гражданского контроля деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обороны.

Мобилизационная подготовка и мобилизационная готовность Российской Федерации

40. Мобилизационная готовность Российской Федерации обеспечивается подготовкой к выполнению в установленные сроки мобилизационных планов. Заданный уровень мобилизационной готовности Российской Федерации зависит от прогнозируемой военной угрозы, характера военного конфликта и достигается за счёт проведения в необходимом объёме мероприятий по мобилизационной подготовке, а также за счёт оснащения Вооружённых Сил, других войск и органов современным вооружением, поддержания военно-технического потенциала на достаточном уровне.

41. Основной целью мобилизационной подготовки является подготовка экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации, экономики муниципальных образований, подготовка органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, подготовка Вооружённых Сил, других войск и органов к обеспечению защиты государства от вооружённого нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время.

42. Основные задачи мобилизационной подготовки:

  • а) обеспечение устойчивого государственного управления в военное время;
  • б) создание нормативно-правовой базы, регулирующей применение экономических и иных мер в период мобилизации, в период действия военного положения и в военное время, включая особенности функционирования в эти периоды финансово-кредитной, налоговой систем и системы денежного обращения;
  • в) обеспечение потребности Вооружённых Сил, других войск и органов, других потребностей государства и нужд населения в военное время;
  • г) создание специальных формирований, предназначенных при объявлении мобилизации для передачи в Вооружённые Силы или использования в интересах экономики Российской Федерации;
  • д) поддержание промышленного потенциала Российской Федерации на уровне, достаточном для удовлетворения потребностей государства и нужд населения в военное время;
  • е) обеспечение дополнительными людскими и материально-техническими ресурсами Вооружённых Сил, других войск и органов, отраслей экономики для решения задач в условиях военного времени;
  • ж) организация восстановительных работ на объектах, повреждённых или разрушенных вследствие военных действий, включая восстановление производственных мощностей, предназначенных для выпуска вооружения, военной и специальной техники, а также прикрытия на транспортных коммуникациях;
  • з) организация снабжения населения продовольственными и непродовольственными товарами в условиях ограниченных ресурсов в военное время.

IV. Военно-экономическое обеспечение обороны

43. Основной задачей военно-экономического обеспечения обороны является создание условий для устойчивого развития и поддержания возможностей военно-экономического и военно-технического потенциалов государства на уровне, необходимом для реализации военной политики и надёжного удовлетворения потребностей военной организации в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время.

44. Задачи военно-экономического обеспечения обороны:

  • а) оснащение Вооружённых Сил, других войск и органов вооружением, военной и специальной техникой на основе развития военно-научного потенциала страны, концентрации её финансовых и материально-технических ресурсов, повышения эффективности их использования с целью достижения уровня, достаточного для решения возложенных на военную организацию задач;
  • б) своевременное и полное обеспечение Вооружённых Сил, других войск и органов материальными средствами, необходимыми для реализации мероприятий планов (программ) их строительства и применения, оперативной, боевой, специальной и мобилизационной подготовки войск (сил);
  • в) развитие оборонно-промышленного комплекса путём координации военно-экономической деятельности государства в интересах обеспечения обороны, интеграции в определённых сферах производства гражданского и военного секторов экономики, правовой защиты результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения;
  • г) совершенствование военно-политического и военно-технического сотрудничества с иностранными государствами в интересах укрепления мер доверия и снижения глобальной и региональной военной напряжённости в мире.

Оснащение Вооружённых Сил, других войск и органов вооружением, военной и специальной техникой

45. Основной задачей оснащения Вооружённых Сил, других войск и органов вооружением, военной и специальной техникой является создание и поддержание взаимоувязанной и целостной системы вооружения в состоянии, соответствующем задачам и предназначению Вооружённых Сил, других войск и органов, формам и способам их применения, экономическим и мобилизационным возможностям Российской Федерации.

46. Задачи оснащения Вооружённых Сил, других войск и органов вооружением, военной и специальной техникой:

  • а) комплексное оснащение (переоснащение) современными системами и образцами вооружения, военной и специальной техники Вооружённых Сил, других войск и органов, а также поддержание их в состоянии, обеспечивающем их боевое применение;
  • б) создание многофункциональных (многоцелевых) средств вооружения, военной и специальной техники с использованием унифицированных компонентов;
  • в) развитие сил и средств информационного противоборства;
  • г) качественное совершенствование средств информационного обмена на основе использования современных технологий и международных стандартов, а также единого информационного пространства Вооружённых Сил, других войск и органов как части информационного пространства Российской Федерации;
  • д) обеспечение функционального и организационно-технического единства систем вооружения Вооружённых Сил, других войск и органов;
  • е) создание новых образцов высокоточного оружия и средств борьбы с ним, средств воздушно-космической обороны, систем связи, разведки и управления, радиоэлектронной борьбы, комплексов беспилотных летательных аппаратов, роботизированных ударных комплексов, современной транспортной авиации, систем индивидуальной защиты военнослужащих;
  • ж) создание базовых информационно-управляющих систем и их интеграция с системами управления оружием и комплексами средств автоматизации органов управления стратегического, оперативно-стратегического, оперативного, оперативно-тактического и тактического масштаба.

47. Реализация задач оснащения Вооружённых Сил, других войск и органов вооружением, военной и специальной техникой предусматривается в государственной программе вооружения и других государственных программах (планах).

Обеспечение Вооружённых Сил, других войск и органов материальными средствами

48. Обеспечение Вооружённых Сил, других войск и органов материальными средствами, их накопление и содержание осуществляются в рамках интегрированных и скоординированных систем технического и тылового обеспечения.

49. Основная задача обеспечения Вооружённых Сил, других войск и органов материальными средствами в мирное время — накопление, эшелонированное размещение и содержание запасов материальных средств, обеспечивающих стратегическое развёртывание Вооружённых Сил и ведение военных действий (исходя из сроков перевода экономики, отдельных её отраслей и организаций промышленности на работу в условиях военного времени) с учётом физико-географических условий стратегических направлений и возможностей транспортной системы.

50. Основная задача обеспечения Вооружённых Сил, других войск и органов материальными средствами в период непосредственной угрозы агрессии — дообеспечение войск (сил) материальными средствами по штатам и нормам военного времени.

51. Основные задачи обеспечения Вооружённых Сил, других войск и органов материальными средствами в военное время:

  • а) подача запасов материальных средств с учётом предназначения группировок войск (сил), порядка, сроков их формирования и предполагаемой продолжительности ведения военных действий;
  • б) восполнение потерь вооружения, военной и специальной техники и материальных средств в ходе ведения военных действий с учётом возможностей организаций промышленности по поставкам, ремонту вооружения, военной и специальной техники.

Развитие оборонно-промышленного комплекса

52. Основной задачей развития оборонно-промышленного комплекса является обеспечение его эффективного функционирования как высокотехнологичного многопрофильного сектора экономики страны, способного удовлетворить потребности Вооружённых Сил, других войск и органов в современном вооружении, военной и специальной технике и обеспечить стратегическое присутствие Российской Федерации на мировых рынках высокотехнологичной продукции и услуг.

53. К задачам развития оборонно-промышленного комплекса относятся:

  • а) совершенствование оборонно-промышленного комплекса на основе создания и развития крупных научно-производственных структур;
  • б) совершенствование системы межгосударственной кооперации в области разработки, производства и ремонта вооружения и военной техники;
  • в) обеспечение технологической независимости Российской Федерации в области производства стратегических и других образцов вооружения, военной и специальной техники в соответствии с государственной программой вооружения;
  • г) совершенствование системы гарантированного материально-сырьевого обеспечения производства и эксплуатации вооружения, военной и специальной техники на всех этапах жизненного цикла, в том числе отечественными комплектующими изделиями и элементной базой;
  • д) формирование комплекса приоритетных технологий, обеспечивающих разработку и создание перспективных систем и образцов вооружения, военной и специальной техники;
  • е) сохранение государственного контроля над стратегически значимыми организациями оборонно-промышленного комплекса;
  • ж) активизация инновационно-инвестиционной деятельности, позволяющей проводить качественное обновление научно-технической и производственно-технологической базы;
  • з) создание, поддержание и внедрение военных и гражданских базовых и критических технологий, обеспечивающих создание, производство и ремонт находящихся на вооружении и перспективных образцов вооружения, военной и специальной техники, а также позволяющих обеспечить технологические прорывы или опережающий научно-технологический задел в целях разработки принципиально новых образцов вооружения, военной и специальной техники, обладающих ранее недостижимыми возможностями;
  • и) совершенствование системы программно-целевого планирования развития оборонно-промышленного комплекса в целях повышения эффективности оснащения Вооружённых Сил, других войск и органов вооружением, военной и специальной техникой, обеспечения мобилизационной готовности оборонно-промышленного комплекса;
  • к) разработка и производство перспективных систем и образцов вооружения, военной и специальной техники, повышение качества и конкурентоспособности продукции военного назначения, создание системы управления полным жизненным циклом вооружения, военной и специальной техники;
  • л) совершенствование механизма размещения заказов на поставки продукции, выполнение работ и оказание услуг для федеральных нужд;
  • м) реализация предусмотренных федеральным законодательством мер экономического стимулирования организаций — исполнителей государственного оборонного заказа;
  • н) совершенствование деятельности организаций оборонно-промышленного комплекса путём внедрения организационно-экономических механизмов, обеспечивающих их эффективное функционирование и развитие;
  • о) совершенствование кадрового состава и наращивание интеллектуального потенциала оборонно-промышленного комплекса, обеспечение социальной защищённости работников оборонно-промышленного комплекса;
  • п) обеспечение производственно-технологической готовности организаций оборонно-промышленного комплекса к разработке и производству приоритетных образцов вооружения, военной и специальной техники в заданных объёмах и требуемого качества.

Военно-политическое и военно-техническое сотрудничество Российской Федерации с иностранными государствами

54. Российская Федерация осуществляет военно-политическое и военно-техническое сотрудничество с иностранными государствами (далее — военно-политическое и военно-техническое сотрудничество), международными, в том числе региональными, организациями на основе внешнеполитической, экономической целесообразности и в соответствии с федеральным законодательством и международными договорами Российской Федерации.

55. Задачи военно-политического сотрудничества:

  • а) укрепление международной безопасности и стратегической стабильности на глобальном и региональном уровнях на основе верховенства международного права, прежде всего положений Устава ООН;
  • б) формирование и развитие союзнических отношений с государствами-членами ОДКБ и государствами-участниками СНГ, с Республикой Абхазия и Республикой Южная Осетия, дружественных и партнёрских отношений с другими государствами;
  • в) развитие переговорного процесса по созданию региональных систем безопасности с участием Российской Федерации;
  • г) развитие отношений с международными организациями по предотвращению конфликтных ситуаций, сохранению и укреплению мира в различных регионах, в том числе с участием российских воинских контингентов в миротворческих операциях;
  • д) сохранение равноправных отношений с заинтересованными государствами и международными организациями для противодействия распространению оружия массового поражения и средств его доставки;
  • е) развитие диалога с заинтересованными государствами о национальных подходах к противодействию военным опасностям и военным угрозам, возникающим в связи с масштабным использованием информационных и коммуникационных технологий в военно-политических целях;
  • ж) выполнение международных обязательств Российской Федерации.

56. Основные приоритеты военно-политического сотрудничества:

  • а) с Республикой Белоруссия:
    • координация деятельности в области развития национальных вооружённых сил и использования военной инфраструктуры;
    • выработка и согласование мер по поддержанию обороноспособности Союзного государства в соответствии с Военной доктриной Союзного государства;
  • б) с Республикой Абхазия и Республикой Южная Осетия — взаимодействие в целях обеспечения совместной обороны и безопасности;
  • в) с государствами-членами ОДКБ — консолидация усилий в совершенствовании сил и средств системы коллективной безопасности ОДКБ в интересах обеспечения коллективной безопасности и совместной обороны;
  • г) с государствами-участниками СНГ — обеспечение региональной и международной безопасности, осуществление миротворческой деятельности;
  • д) с государствами-членами ШОС — координация усилий в интересах противодействия новым военным опасностям и военным угрозам на совместном пространстве, а также создание необходимой нормативно-правовой базы;
  • е) с ООН, другими международными, в том числе региональными, организациями — вовлечение представителей Вооружённых Сил, других войск и органов в руководство миротворческими операциями, в процесс планирования и выполнения мероприятий по подготовке операций по поддержанию (восстановлению) мира, а также участие в разработке, согласовании и реализации международных соглашений в области контроля над вооружениями и укрепления международной безопасности, расширение участия подразделений и военнослужащих Вооружённых Сил, других войск и органов в операциях по поддержанию (восстановлению) мира.

57. Задачи военно-технического сотрудничества определяются Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством.

58. Основные направления военно-технического сотрудничества формулируются в ежегодном Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.

* * *

Положения Военной доктрины могут уточняться с изменением характера военных опасностей и военных угроз, задач в области обеспечения обороны и безопасности, а также условий развития Российской Федерации.

Оригинал документа на официальном сайте Президента России (PDF-файл, 231 килобайт)