Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Локализация производства как конкурентное преимущество транснациональной компании

Дата публикации: 19.03.2015

18 марта 2015 года американский автопроизводитель General Motors объявил об уходе с российского рынка бренда Opel, а также большей части моделей бренда Chevrolet. Концерн планирует сосредоточиться на премиальных моделях Cadillac и Chevrolet. Также компания на неопределённый срок останавливает собственные производственные проекты в России и продолжит работу в стране в качестве торгового представительства. Этому решению предшествовало падение спроса на автомобили марок Opel и Chevrolet, а также общее снижение рентабельности производства из-за макроэкономической конъюнктуры. Самым важным в данной истории является то, что ситуация с является хорошей иллюстрацией того, как локализация производства может стать конкурентным преимуществом.


Согласно информации, озвученной Минпромторгом, уровень локализации производства продукции General Motors на российском рынке составлял 25-27%. Это означает, что 75-73% производственных цепочек было вынесено за пределы Российской Федерации, а значит и соответствующие производственные издержки были валютными. В условиях девальвации российского рубля произошёл курсовой рост этой части издержек, а наложившийся на это общий экономический спад ещё ударил по компании общим снижением продаж в РФ. В итоге, эти две угрозы корпоративной экономической безопасности оказались критическими для бизнес-процессов американского производителя, что и вынудило его приступить к сворачиванию деятельности на российском рынке.

Это полностью подтверждают и слова генерального директора Opel Group Карл-Томаса Нойманна, который заявил, что сейчас автомобили немецкой марки, производящиеся в России, не обладают достаточным уровнем локализации, при этом ситуация на рынке не оправдывает инвестиций в повышение этого уровня.

Таким образом, General Motors в своё время пренебрегли повышением локализации своих производственных процессов, предпочтя не инвестировать в это средства. Сейчас же, когда именно высокая степень локализации могла бы компенсировать макроэкономические шоки, это сыграло против них. То есть высокий уровень локализации производства для конкурентов General Motors оказался конкурентным преимуществом, которое позволило им переиграть американского конкурента на российском рынке.

В результате, General Motors не смогли удержаться на российском рынке в период его временного спада, а возвращаться на него будет намного тяжелее и затратнее. По большому счёту, это ещё один пример плохой работы компании по оценке и предотвращению макроэкономических рисков для своих бизнес-процессов.

(Использованы материалы Lenta.ru.)