Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Сомнительность аргументации А. Белоусова относительно оправданности отказа от валютных интервенций

Дата публикации: 18.08.2015

Согласно заявлению помощника президента России Андрея Белоусова, сделанному им 17 августа 2015 года, существующий объём валютных резервов России не позволяет поддерживать курс рубля. Это означает, что ЦБ не готов влиять на экономику интервенциями и в его распоряжении остаётся лишь такой инструмент как ключевая ставка. Тем не менее, аргументы, которыми господин Белоусов подтверждает своё утверждения, не совсем корректны.


Речь о том, что ЗВР РФ за полтора года кризиса сократились и достигли такого объёма, который, по мнению Белоусова, не позволяет тратить их на поддержку национальной валюты:

«…у нас сейчас уже нет тех золотовалютных резервов или валютных резервов, которые мы могли использовать для поддержки рубля в 2013 году»

Без учёта золота, резервы на текущий момент составляют чуть более 300 миллиардов долларов. Из них около 120 миллиардов относятся к суверенным фондам, номинированным в валюте. В итоге, потенциально на поддерживающие валютные интервенции может быть направлено лишь около 170-180 миллиардов, что по мнению Андрея Белоусова является недостаточным. Оставшейся части резервов хватит на девять месяцев товарного импорта или на шесть месяцев импорта товаров и услуг. Белоусов утверждает, что это предельно критическое значение:

«Это, на самом деле, минимальная планка, которая считается в мире естественной границей… Поэтому когда Набиуллина говорила о том, что ЦБ будет пополнять резервы — это было вполне оправданное заявление, связанное с их состоянием, которое может оценить любой инвестор.»

Здесь следует отметить два важных момента:

Во-первых, общепринятое нижнее пороговое значение валютных резервов в действительности равняется сумме, необходимой для покрытия импорта, не в течение девяти или шести, а в течение трёх месяцев. Данное пороговое значение валютных резервов известно как отдельно, так и в рамках так называемого критерия Редди.

Во-вторых, Банк России меры по восполнению объёмов валютных резервов сосредоточил на скупке иностранной валюты. То есть не занимается пополнением рублёвой составляющей ЗВР, поэтому апеллирование к целевым установкам ЦБ в данном контексте не совсем корректны.

Таким образом, можно констатировать, что высокопоставленные лица, относящиеся к экономическому блоку правительства, заявляют о неготовности Банка России к поддержке рубля валютными интервенциями. Однако при этом озвучивается аргументация сомнительного качества, судя по всему, рассчитанная на тех, кто просто реагирует на «умные слова». К сожалению, зачастую желание подтвердить свои слова какими-то научными выкладками превосходит реальные знания публично высказывающихся лиц по затрагиваемым вопросам.

(Использованы материалы РИА Новости.)