Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Мысли об экономической безопасности № 46

Дата публикации: 17.08.2015

Сорок шестой выпуск колонки, содержащей тезисное изложение различных мыслей на тему экономической безопасности, которые прямо или косвенно перекликаются с событиями последнего времени. Материал посвящён беглому представлению авторского взгляда на вопросы защиты экономических агентов и обеспечения устойчивости и конкурентоспособности корпоративных структур и хозяйственных систем.


  1. Пожалуй, самым ярким событием ушедшей недели стала девальвация Китаем своей национальной валюты. Курс юаня был снижен на максимальную величину за последние 20 лет: сначала на 1,9%, а затем на 1,6%. По всей видимости, это является реакцией китайского руководства на снижение показателей экспорта. Данной мерой правительство КНР намерено поддержать конкурентоспособность национальной экономики и дешевизну производства, так как это конкурентное преимущество в последнее время Китаем стало утрачиваться.
  2. Очевидно, что такие решительные действия Китая ставят вопрос о возможности начала очередного раунда валютных войн, то есть ситуации, когда и остальные крупные экономики мира начнут намерено девальвировать свои национальные валюты, чтобы получить конкурентное преимущество. Тем не менее, главный экономист Народного банка Китая Ма Цзюнь заявил, что правительство страны не намерено участвовать в валютных войнах, и ему это не нужно. Валютные интервенции возможны только в чрезвычайных обстоятельствах, если нужно будет справиться с чрезмерной нестабильностью курса валюты. Однако с учётом того, что юань не является даже свободно конвертируемой валютой, не говоря уже о плавающем курсе, контроль государства над ним крайне высок, поэтому какие-то манипуляции над курсом вполне возможны.
  3. В контексте возможности начала новых валютных войн примечательно то, что глобальный спрос на золото упал во втором квартале 2015 года на 12%, до минимального уровня за последние 6 лет. То есть золото, как один из основных активов фондирования, утрачивает популярность, а значит инвесторы предпочитают держать свои средства в других активах, представляющихся более привлекательными. В случае же если начнутся валютные войны, можно ожидать, что золото снова возвратит себе статус «спокойной гавани» и именно в этот актив начнут уходить инвесторы, желающие переждать девальвационную волну, а значит золото начнёт расти в цене.
  4. На фоне девальвационных действий Китая, Международный валютный фонд выступил с заявлением, что властям КНР в ближайшие три года необходимо провести реформы и отказаться от регулирования курса юаня. Судя по всему, специалисты МВФ, являясь ярыми апологетами либеральной экономической модели, испытывают крайнюю степень фрустрации от того, что одна из крупнейших экономик мира позволяет себе контролировать курс национальной валюты.
  5. Также на ушедшей неделе появилась интересная информация о внутренней кухне Банка России. По слухам, распространяемым Bloomberg, в руководстве ЦБ РФ существуют разногласия в вопросах экономической политики. Две различные точки зрения представляют глава ЦБ Эльвира Набиуллина и её первый заместитель Дмитрий Тулин, который некоторое время назад заменил Ксенью Юдаеву, чья деятельность на этом посту, опять же по неподтверждённой информации, привлекла внимание Совета безопасности РФ. По всей видимости, дискуссия крутится вокруг жёсткой и мягкой монетарных политик предполагающих сжатие и расширение денежной массы соответственно.
  6. Важно отметить, что по итогам второго квартала 2015 года ВВП РФ снизился на 4,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что превышает предварительные расчёты Минэкономразвития, согласно которым объём ВВП должен был уменьшиться лишь на 4,4%. То есть продолжается падение российской экономики, причём более высокими темпами, нежели прогнозируется ответственными министерствами. В этом ключе представляется, что стимулирующая экономическая политика более актуальна в текущий момент, чем сдерживающая. Так что следует внимательно следить за дискуссиями на эту тему как в экономическом блоке правительства, так и в самом Банке России.
  7. Поскольку добыча нефти в странах, входящих в ОПЕК, в июле достигла максимума за последние 3 года — с тех пор, как были введены международные санкции в отношении Ирана, то ожидать роста нефтяных цен в краткосрочном периоде вряд ли стоит. То есть привычный драйвер российской экономики не работает и, судя по всему, в ближайшее время работать не будет, поэтому настало время изобретать новые меры стимулирования народного хозяйства, а не просто пережидать кризис.