Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Мысли об экономической безопасности № 79

Дата публикации: 04.04.2016

Семьдесят девятый выпуск колонки, содержащей тезисное изложение различных мыслей на тему экономической безопасности, которые прямо или косвенно перекликаются с событиями последнего времени. Материал посвящён беглому представлению авторского взгляда на вопросы защиты экономических агентов и обеспечения устойчивости и конкурентоспособности корпоративных структур и хозяйственных систем.


  1. Ситуация с отказом западных банков от участия в размещении российских евробондов получила дальнейшее развитие. Практика показала, что банки достаточно сильно заинтересованы в подобном сотрудничестве, но всё же опасаются возможных штрафов со стороны правительств, так как это может быть расценено как нарушение режима санкций. В связи с этим, западные банки пытаются найти компромисс, предлагая России дать официальные гарантии, что деньги от евробондов не достанутся санкционным компаниям. Реакция правительства РФ пока неизвестна.
  2. Разумеется, довольно трудно гарантировать, что в итоге финансовая цепочка дохода евробондов рано или поздно не замкнётся на санкционных компаниях, но речь, пожалуй, идёт лишь о явном финансировании организаций из чёрного списка. В остальном это уже некий риск, который, вероятно, западные банки готовы принять. То есть отказ правительства РФ от предложенной схемы может косвенно свидетельствовать о том, что евробонды всё же осознано планировались как инструмент обхода санкций.
  3. Однако на прошедшей неделе ситуация получила и дополнительные осложнения, но на этот раз уже со стороны посредников между государством и банками. Дело в том, что опасения подпасть под штрафы из-за нарушения режима санкций теперь уже высказали клиринговые центры. То есть не непосредственно банки, которые собираются покупать евробонды, а посредники, отвечающие за перевод средств.
  4. В целом, можно констатировать, что как бы в итоге не закончилась данная история, но США показали себя как сильный субъект международных финансов, который фактически может затруднять сделки просто довольно размытыми угрозами. Напомним, что США всего лишь сделали предупреждение американским банкам, причём, изначально эта информация даже не имела официального подтверждения.
  5. Не последнюю роль в появлении необходимости привлечения внешних кредитных ресурсов для РФ сыграло падение нефтяных доходов. Ввиду этого имеет смысл обратить внимание на то, что по некоторым данным, издержки нефтегазовых компаний США на разведку и добычу снизились на треть в 2015 году из-за внедрения более эффективных технологий, что может сказаться на нефтяных ценах в краткосрочной перспективе. Фактически американский нефтяной сектор в значительной степени расцвёл, благодаря высоким нефтяным ценам. Их падение, помимо прочего, обуславливается желанием отдельных игроков рынка выдавить США, опустив котировки ниже порога рентабельности многих американских нефтедобытчиков. Если же в США этот порог рентабельности снизился, то соответственно снизился и пороговый уровень в рамках ценовой войны. Всё это может либо задержать окончание ценовой войны, либо по итогу установить стабильные цены ниже, нежели это планировалось ранее для сдерживания американских нефтедобытчиков.
  6. К слову, недавно стал широко известен интересный факт, связанный с нетривиальным негативным влиянием снижения нефтяных цен. Дело в том, что замораживание проектов по добыче нефти и газа со дна моря, ставшее прямым следствием снижения нефтяных котировок, также повергло в кризис отрасль коммерческих вертолётов. Оказалось, что необходимость добраться до морских платформ делала энергетические концерны их главными клиентами.
  7. Тем временем, санкционное противостояние России и Евросоюза привело к тому, что по итогам 2015 года РФ покинула тройку крупнейших торговых партнёров ЕС. Россия опустилась на четвёртое место с совокупным товарооборотом в 210 миллиардов евро, пропустив вперёд себя Швейцарию с 253 млрд, а также Китай (531 млрд и США (619 млрд).