Принятие новой редакции Стратегии национальной безопасности Российской Федерации от 31 декабря 2015 года
Дата публикации: 31.12.2015
В самом конце года, 31 декабря 2015, президентом РФ Владимиром Путиным был подписан Указ № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», признающий утратившей силу редакцию Стратегии национальной безопасности до 2020 года от 12 мая 2009 года и утверждающий новую редакцию данного документа стратегического планирования. Это событие ожидалось ещё с мая 2015 года, а в конце декабря стало известно, что подготовленный текст обновлённой стратегии был передан президенту на ознакомление. При этом, можно отметить, что в новой редакции документ больше не содержит в своём названии конкретные временные границы, именуясь просто «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации».
Точные сроки работы над новой редакцией Стратегии национальной безопасности РФ неизвестны, но можно назвать несколько контрольных точек, согласно информации из открытых источников:
- 5 мая 2015 года — Секретарь Совета Безопасности РФ Николай Патрушев в своей статье в газете «Красная звезда» заявил о том, что начата работа по обновлению документов стратегического планирования.
- 3 июля 2015 года — Президент РФ Владимир Путин на расширенном заседании Совета Безопасности отдал официальное распоряжение подготовить новую редакцию Стратегии национальной безопасности РФ.
- 22 октября 2015 года — Межведомственная комиссия по стратегическому планированию Совбеза РФ на своём заседании рассмотрела проект новой Стратегии национальной безопасности.
- 22 декабря 2015 года — Секретарь Совета Безопасности РФ Николай Патрушев в интервью «Российской газете» заявил о том, что проект стратегии уже передан президенту на ознакомление.
Поскольку времени для знакомства с новым вариантом стратегии было ещё недостаточно, пока рано делать её глобальный анализ и давать общие характеристики. На 31 декабря данный документ доступен лишь на официальном портале правовой информации, причём только в графическом виде. Он даже не перепечатан в текстовой форме на официальных сайтах президента и Совбеза РФ. Тем не менее, беглое ознакомление показало, что некоторые ранее проблемные точки в обновлённой редакции неожиданно освещены достаточно хорошо. В частности, можно отметить возвращение дифференциации по доходам в перечень угроз, а также устранение откровенно нелепых формулировок, например, из статьи 52 редакции 2009 года.
Кроме того, в части VI доработан перечень основных показателей состояния национальной безопасности, а также сделано уточнение, что он «может уточняться по результатам его мониторинга», что явно отсылает к работе над Положением «Об оценке и государственном мониторинге состояния национальной безопасности Российской Федерации».
Таким образом, в отношении вопросов экономической безопасности новая редакция демонстрирует определённый прогресс, что не может не радовать. Остаётся надеется, что первое положительное впечатление не будет испорчено последующим детальным анализом данного документа и его восприятием в контексте остальных государственных доктрин, стратегий и концепций, которые должны сохранять последовательность и единство целей и средств.