Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Влияние переговоров по ядерной проблеме Ирана на мировой рынок нефти

Дата публикации: 31.10.2013

Перепечатка редакционной статьи © Информационного агентства Исламской Республики (перс. خبرگزاری جمهوری اسلامی) «بازار جهانی نفت زیر سایه مذاکرات هسته ای» (Влияние переговоров по ядерной проблеме Ирана на мировой рынок нефти — перс.), в русском переводе сайта ИноСМИ. Статья посвящена истории вопроса эмбарго против Ирана, а также переговорам по его ядерной программе и их связи с мировыми ценами на нефть.


Санкции против Ирана, начавшиеся с национализации иранской нефтяной промышленности в 1951 году, всегда использовались на международной арене для создания препятствий на пути развития этой страны. Стремясь ограничить валютные поступления Ирана, западные страны оказывали воздействие на его самые важные хозяйственные отрасли, такие как нефтегазовая, чтобы тем самым парализовать иранскую экономику.

После победы Исламской революции в 1979 году и захвата американского посольства в Тегеране в знак протеста против шпионажа и неадекватных действий руководства США правительство этой страны ввело первую экономическую санкцию против Ирана. В результате этого было конфисковано 12 миллиардов долларов, находящихся на счету Ирана в американских банках. Спустя некоторое время, несмотря на возвращение сотрудников американского посольства на родину, Вашингтон отказался разморозить иранские активы, которые до сих пор остаются в распоряжении американских властей.

Начало шумихи и мистификаций разведывательных органов западных стран и Израиля по поводу мирной ядерной программы Исламской республики в 2003 году стало основанием для принятия шести резолюций Совета Безопасности ООН в целях приостановки данной программы. В очередной раз санкции стали инструментом давления на Тегеран.

Помимо резолюций, утверждённых Советом Безопасности, Соединённые Штаты приступили к введению односторонних санкций с целью повлиять на важнейшие экономические отрасли Ирана, и Европейский Союз одобрил их.

Эмбарго против Ирана дошло до того, что осенью 2010 года ЕС ужесточил свои санкции против этой страны. Тогда он наложил запрет на совместные капиталовложения в Иран в сфере нефти и природного газа, а также связанных с ними областях промышленности.

Постановления , принятые Европейским Союзом, содержали пакет конкретных мер, одобренных министрами иностранных дел стран-членов ЕС. В их число входило ограничение на покупку и продажу иранской нефти и нефтепродуктов, товаров нефтехимической промышленности, а также конфискация активов Центрального банка Ирана.

Спустя почти год министры иностранных дел ЕС значительно расширили санкции, добавив сотню новых физических и юридических лиц в уже существующий список тех, на кого распространяются санкции.

При этом Исламская республика многократно заявляла о мирном характере своей ядерной программы, отмечая, что санкции не могут помешать воле иранского народа овладеть знаниями в области ядерной физики и применить их в созидательных целях.

В докладах Международного агентства по атомной энергии также постоянно подчёркивалось, что заявленная Ираном программа ядерного развития ни разу не меняла своего мирного характера.

Снижение мировых цен на нефть вслед за последними переговорами по ядерной программе Ирана

Недавние мероприятия дипломатического характера, предпринятые новым иранским правительством под руководством президента Хасана Рухани, в частности, проведение с 15 по 16 октября в Женеве нового раунда переговоров по ядерной проблеме с группой «5+1» и дискуссия об отмене санкций в обмен на предложенный Тегераном проект, заметно снизили мировые цены на нефть.

По сообщению британского информагентства Reuters, в ходе последних международных сделок 15 октября цена на нефть марки Brent, добываемой в Северном море, снизилась на 99 центов и составила 111, 44 доллара. Цена американской нефти также упала на 1, 14 долларов и достигла уровня 102, 19 доллара.

До этого из-за сообщений о нестабильности экономик западных стран, финансовых кризисах и политических катаклизмах в разных уголках мира цены на нефть резко повысились и перешли отметку в 125 долларов за баррель.

По оценкам некоторых экономических экспертов, достижение договорённости на втором раунде переговоров Тегерана с европейской «шестёркой» стран, намеченном на 6-7 ноября нынешнего года в Женеве, снизит цену на нефть на 12, а то и на 29 долларов. В действительности, более благоприятные условия для поставки иранской нефти в результате ликвидации наложенных на неё ограничений будет способствовать уже сейчас наметившемуся процессу снижения мировых цен на «чёрное золото».

Возвращение в Иран нефтяных гигантов

Одновременно с созданием позитивной атмосферы на переговорах Тегерана с группой «5+1» крупные мировые компании, занимающиеся добычей нефти, заявили о своей готовности начать работу в нефтегазовой отрасли Ирана.

Так, в частности, 20 октября французская Total объявила о своём желании вернуться к добычи иранской нефти. По прогнозам некоторых специалистов, эта нефтяная компания намеревается стать долгосрочным партнёром Ирана и в случае отмены санкций заключить первый новый контракт на разработку нескольких участков нефтегазового месторождения «Южный Парс» в Персидском заливе.

Вслед за Total о своём желании вернуться в Иран заявили американские нефтяные компании и даже одна итальянская.

В случае сокращения санкций нефтяные корпорации Китая и России, которые в условиях эмбарго не могли предоставлять необходимые услуги нефтегазовой промышленности Исламской республики, также смогут активно разрабатывать иранские месторождения.

Если учитывать позитивные прогнозы об исходе предстоящих переговоров Тегерана с «шестёркой» в Женеве, то становится очевидным, что вероятность возвращения Ирана на мировой нефтяной рынок сильно повлияет на цену нефти и, как полагает часть экспертов, это вызовет её резкое снижение. Более того, заинтересованность крупных нефтяных компаний таких стран, как Франция и Италия, вернуться к месторождениям Исламской республики может свидетельствовать о постепенном открытии экспорта как самой иранской нефти, так и производимой из неё продукции.

Разумеется, в связи с этим Ирану не стоит забывать опыт предыдущих лет и переоценивать потенциал сотрудничества с иностранными компаниями, помня о достижениях собственных учёных, которые беспрестанно стремятся повысить технические возможности своей страны. Таким образом, партнёрство с иностранными корпорациями, занимающимися добычей нефти, должно строго отслеживаться, а руководство обязано адекватно определять их долю участия.