Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Поэтапное развитие экономического конфликта между Россией и Турцией

Дата публикации: 29.11.2015

После того, как утром 24 ноября 2015 фронтовой бомбардировщик Су-24 из состава российской авиагруппы в Сирии был атакован парой турецких истребителей F-16 и сбит ракетой «воздух-воздух», между Российской Федерацией и Турцией начал разворачиваться серьёзный конфликт, который не нашёл отражение в военной плоскости, но сильно затронул дипломатическую и экономическую сферу. Сначала со стороны России в течение нескольких дней был сделан ряд неофициальных и полуофициальных заявлений, а позже произошло и принятие специальных экономических мер, уже носящих вполне официальный характер. В отличие от продовольственных контрсанкций в 2014 году, в случае с Турцией Россией была продемонстрирована быстрая, а не отложенная реакция, а принятые меры затронули практически все ключевые направления, а не отдельные отрасли. Поэтому именно антитурецкие санкции являются наиболее ярким и показательным примером применения Россией специальных экономических мер, в связи с чем представляют особый интерес для подробного рассмотрения.


Прежде всего, следует отметить, что между началом конфликта и принятием официальных санкций в отношении Турции прошло несколько дней, что в итоге разделило всю историю на две части: набор импульсивных реакций и заявлений, не носящих полностью официального характера, а после этого уже официальное подписание распоряжения о введении в отношении Турции специальных экономических мер. Разумеется, в значительной степени официальные меры в итоге повторили многие ранее объявленные в неофициальной форме, но всё же в течение первого периода можно было сделать ряд интересных наблюдений.

С самого начала, правительство РФ обозначило свою жёсткую позицию в отношении атаки российского самолёта. В итоге, уже в первый день со стороны России были анонсированы жёсткие меры в отношении Турции, но после этого в течение нескольких дней никаких полностью официальных заявлений в отношении возможных специальных экономических мер не делалось. Информационная сфера была наполнена рядом домыслов и эпатажных политических заявлений, которые хорошо иллюстрируют панику экономических субъектов, внезапно для себя оказавшихся на нестабильном рынке, а также спекуляцию политических персон.

Несколько высокопоставленных лиц российского правительства выступили с заявлениями, которые де-факто ещё не были конкретными мерами экономического принуждения, а представляли собой лишь абстрактные описания того, что теоретически Россия может предпринять в отношении Турции и какие последствия от этого возможны. В частности:

То есть были озвучены определённые экономические угрозы по ряду ключевых направлений, но официально Дмитрием Медведевым 26 ноября лишь было отдано распоряжение в течение двух дней подготовить список конкретных экономических мер, а правительством до этого момента лишь озвучивались какие-то общие соображения. По всей видимости, даже ещё 27 ноября на оперативном совещании Совета Безопасности РФ конфликт с Турцией подробно в экономическом ключе не обсуждался и никаких конкретных решений принято не было.

Тем не менее, на местах всё-таки в течение этого времени были предприняты некоторые конкретные действия, которые преимущественно заключались в каких-то административных проволочках. В частности:

Отдельно можно отметить то, что глава Республики Крым Сергей Аксёнов заявил о прекращении паромного сообщения и разрыве деловых контактов с Турцией. В частности, практически сразу власти Крыма заморозили 30 турецких инвестиционных проектов. Правда в результате прекращения паромного сообщения получился конфуз, когда из-за этого в Турции застряли российские дальнобойщики, за которыми потом из Крыма специально отправили паром.

Параллельно с этим на теме конфликта с Турцией активно спекулировали различные политические деятели, выдавая различные эпатажные и провокационные предложения. В частности:

Компании также стали реагировать на «турецкий шок» и сворачивать отдельные программы. В частности, туроператоры стали отменять продажи путёвок в Турцию, торговые сети начали отказываться от турецких товаров, многие футбольные клубы отказались от проведения зимних сборов в Турции, а ряд экспортёров зерна прекратили заключение контрактов с турецкими партнёрами.

Таким образом, ещё до принятия каких-то официальных мер экономического принуждения, высокопоставленные члены российского правительства фактически высказали ряд угроз, обозначив ключевые направления возможного удара по экономики Турции, а отдельные ведомства стали создавать проблемы турецким гражданам и компаниям посредством административных механизмов. Всё это раскачало рынок ещё до объявления конкретных санкций и вынудило многих досрочно начать сворачивание программ сотрудничества с Турцией и турецкими партнёрами. Одновременно с этим прошёл ряд провокационных политических заявлений, которые способствовали нагнетанию общей напряжённости и накапливанию иррациональных противоречий дипломатического и бытового характера.

Всё это должно было продемонстрировать степень готовности России к принятию серьёзных специальных экономических мер. Если бы в этот момент Турция пошла на примирение с набором конкретных дипломатических и политических заявлений, то возможно перехода к официальному этапу экономического принуждения и не произошло. Однако со стороны Турции явных действий по поиску компромисса продемонстрировано не было, поэтому 28 ноября ситуация перешла на новый качественный уровень, так как президентом России Владимиром Путиным был подписан Указ № 583 «О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики».

Данный указ вводит запрет или ограничения на деятельность организаций, которые работают в России под юрисдикцией Турции. Запрет касается выполнения ими отдельных видов работ и услуг, перечень которых будет определён правительством позже. Также под запрет попал найм работников из числа граждан Турции, который будет запрещён с 1 января 2016 года, то есть одновременно с закрытием безвизового сообщения. При этом, если трудовые отношения будут оформлены по состоянию на 31 декабря 2015 года, то запрет в этой ситуации не действует.

Кроме того, был запрещён или ограничен ввоз в Россию отдельных видов турецких товаров, конкретный перечень которых также будет определён правительством позже, а также указ поручает обеспечить транспортную безопасность акваторий морских портов в Азово-Черноморском бассейне и усилить контроль за деятельностью турецких перевозчиков в России. Чартерные же воздушные перевозки оказались полностью запрещены. Туроператорам же, согласно данному документу, надлежит воздерживаться от продажи путёвок в Турцию.

Таким образом, наличие двух несформированных списков, включающих перечень запрещённых видов деятельности и перечень запрещённых товаров, оставляет пространство для дальнейшей эскалации экономического противостояния. Так что в полной мере объём специальных экономических мер России в отношении Турции пока ещё не оценить.

Напоследок отметим, что подборку аналитических материалов, касающихся оценки возможных экономических последствий конфликта России и Турции, можно посмотреть в «Дайджесте материалов по комплексной экономической безопасности № 61».