Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Перспективы возрождения налоговой полиции в России

Дата публикации: 29.07.2016

Финансовым университетом при правительстве РФ под руководством профессора Ивана Соловьёва проводится по государственному заказу исследование, целью которого является формулировка предложений по совершенствованию законодательства для улучшения взаимодействия между налоговиками и правоохранителями при выявлении налоговых преступлений. В частности, в его ходе было выявлено, что участие полиции в налоговых проверках бизнеса резко увеличивает сборы, что может стать доводом в пользу создания нового фискально-силового органа, близкого к налоговой полиции, существовавшей до 2003 года.


Анализ данных ФНС и МВД показал, что при участии в налоговых проверках полиции, средний размер доначислений по налогам резко возрастает: самостоятельно налоговики доначисляют в среднем по 7,5 млн руб. за одну проверку, а при участии полиции — в 2-3 раза больше. В частности, за последние три полных года эти показатели таковы:

Объём средних доначислений после налоговых проверок, 2013-2015 г.
Год Проверка ФНС, млн руб. Проверка ФНС и МВД, млн руб. Соотношение, разы
2013 6,9 21,6 3,1
2014 8,2 20,6 2,5
2015 8,9 19,1 2,1

При этом, ФНС прибегает к помощи МВД лишь в наиболее сложных случаях уклонения от уплаты налогов, например, если есть свидетельства необоснованного возмещения НДС или акциза, при выявлении преступных схем уклонения от уплаты налогов, когда налогоплательщик избегает налогового контроля или активно противодействует выездной налоговой проверке или использует в работе фирмы-однодневки и так далее. Так, в 2014-2015 годах лишь 20% выездных проверок было проведено ФНС при поддержки МВД.

В самой Федеральной налоговой службе отмечают, что не ставят цели все проверки проводить совместно с органами МВД, так как это нецелесообразно. Однако специалисты Финансового университета в принципе ставят под сомнение процессуальную эффективность собранных налоговиками материалов: уголовные дела по ним возбуждаются лишь в 9-11% случаев. Утверждается, что методы, которыми пользуются в ФНС, не позволяют документировать налоговые преступления. В частности, ФНС не имеет возможности прослушивать телефоны, проводить оперативное внедрение и наблюдение, тогда как все эти инструменты имеются в распоряжении органов внутренних дел.

Всё это является основанием для рекомендации о создании отдельного органа по расследованию налоговых преступлений, хотя отмечается, что в любом случае это может быть лишь часть всех предложений. Однако заметно, что результаты исследования Финансового университета довольно явно формулируют аргументы в пользу возрождения налоговой полиции в России или её аналога.

В частности, в данном контексте часто упоминается итальянский опыт с их финансовой гвардией (итал. Guardia di Finanza). Смысл сводится к созданию института для обеспечения «единого правоохранительного цикла выявления, пресечения и расследования налоговых преступлений», чего и можно достичь путём создания специализированного правоохранительного органа.

В целом, сама по себе идея не вызывает серьёзных возражений. Отрицательное отношение к ней скорей может сложиться из-за негативных воспоминаний, связанных с налоговой полицией, которая в массовом сознании ассоциируется с жёсткими силовыми проверками предпринимателей. Однако Финансовый университет говорит не о необходимости силовых методах проверки, а о выстраивании полного цикла расследований преступлений.

Ещё одним доводом против подобной системы является заявленный Владимиром Путиным курс на снижение давление силовых структур на бизнес. То есть государство активно пытается добиться повышения доверия к власти со стороны бизнес-сообщества, а возрождение налоговой полиции, как это неизбежно будет воспринято в обществе, явно не соответствует данному курсу.

Кроме того, если внимательно посмотреть на приведённую выше таблицу с данными, то заметно, что разница в эффективности совместных проверок и проверок исключительно ФНС снижается. Более того, доначисления от проверок только ФНС постоянно растут, тогда как доначисления от совместных проверок снижаются. Скорей всего, это говорит о том, что ФНС всё же повышает эффективность своих проверок, приближая их к максимально возможному значению, так как демонстрирует схождение с совместными с МВД показателями. Это также может оказаться дополнительным доводом против воссоздания налоговой полиции, так как ФНС итак показывает качественный рост.

(Использованы материалы РБК.)