Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Мысли об экономической безопасности № 74

Дата публикации: 29.02.2016

Семьдесят четвёртый выпуск колонки, содержащей тезисное изложение различных мыслей на тему экономической безопасности, которые прямо или косвенно перекликаются с событиями последнего времени. Материал посвящён беглому представлению авторского взгляда на вопросы защиты экономических агентов и обеспечения устойчивости и конкурентоспособности корпоративных структур и хозяйственных систем.


  1. На прошедшей неделе появилась информация, что правительство США предупредило крупнейшие банки о риске при участии в размещении российских суверенных облигаций, поскольку это нарушает режим санкций против Москвы. Это связано с тем, что фактически через выпуск облигаций Россия имеет потенциальную возможность обойти финансовые санкции, связанные с запретом кредитования на срок свыше 30 дней.
  2. Тем не менее, изначально данная информация была опубликована Wall Street Journal, а не получена по официальным каналам. В связи с этим, официальные представители России, в частности, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, сразу поспешили заявить, что не располагают подтверждением информации СМИ о том, что власти США рекомендовали крупным американским инвестиционным банкам не участвовать в сделках с российскими государственными облигациями.
  3. Помощник же президента Андрей Белоусов заявил, что предостережение Минфина и Госдепартамента США, адресованное крупным американским инвестиционным банкам, от участия в размещении российских гособлигаций не повлияет на стоимость ценных бумаг и на возможность их реализации. То есть официально оглашённая позиция свелась к тому, что у России нет подтверждения этой информации, но если это и правда, то подобные ограничения не представляют никакой экономической угрозы.
  4. Тем не менее, некоторое время спустя, в Госдепартаменте США всё же подтвердили информацию о том, что ведут работу с бизнесом в США, Евросоюзе и по всему миру с целью убедить компании не вести дела с Россией «в обычном режиме». Согласно официальной формулировке мотивов, это является частью общей стратегии, включающей «санкции и сокращение дипломатического общения». То есть получается, что вопрос о достоверности был снят, поэтому в дальнейшем данную угрозу можно лишь обсуждать в контексте её степени, но не в контексте её реальности.
  5. Что же касается степени этой угрозы, то всё сводится к критичности привлечения данных средств в российскую экономику. Существует версия, что в значительной степени данные облигации призваны дать необходимые кредитные средства не федеральному бюджету, а крупным государственным корпорациям. С учётом того, что у федерального бюджета всё-таки остаётся подушка безопасности в виде суверенных фондов, а вот у госкорпораций наблюдаются не лучшие времена, всё это выглядит довольно опасным.
  6. Впрочем, если говорить о федеральном бюджете, то и здесь не всё в достаточной степени хорошо. Дело в том, что на минувшей неделе глава Минфина РФ в очередной раз поднял вопрос о возможном выходе дефицита бюджета за пороговое значение 3% ВВП (подробнее СМ. «Возможное превышение дефицитом бюджета России порогового значения экономической безопасности»).
  7. Также имеет смысл отметить некоторые сигналы, которые могут свидетельствовать о начале подготовки почвы к более тесному сотрудничеству России с Японией. В частности, в начале этой недели стало известно, что «НОВАТЭК» готов привлечь японские компании для реализации проекта «Арктик СПГ», а РЖД готовы сотрудничать с японскими компаниями в сфере строительства и эксплуатации высокоскоростных магистралей.
  8. Как известно, уже некоторое время ведутся переговоры о возможном визите президента РФ в Японию или премьер-министра Японии в Россию. Японская сторона очень заинтересована в «перезагрузки» своих отношений с Россией. Возможно мы наблюдаем первые внешне заметные сигналы сближения крупного российского и японского бизнеса, после которого будет объявлено и о политическом сближении двух стран. Впрочем, США уже в явной форме выражали недовольство попытками Японии установить более тесные политические контакты с Россией, поэтому у данного процесса есть и внешние барьеры.