Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Прожиточный минимум и экономическая безопасность России в III квартале 2013 года

Дата публикации: 28.12.2013

По итогам третьего квартала 2013 года правительством России была установлена новая величина прожиточного минимума, которая повысилась по трём из четырёх категорий относительно предыдущего квартала. Изменение вводится постановлением от 17 декабря 2013 года № 1173 «О величине прожиточного минимума за III квартал 2013 года».


Прожиточный минимум в РФ за третий квартал 2013 г.
Категория Размер Прирост
На душу населения 7429 руб. +0,8%
Трудоспособное население 8014 руб. +0,9%
Пенсионеры 6097 руб. +0,9%
Дети 7105 руб. 0%

По данным Росстата, прирост индекса потребительских цен в среднем за третий квартал 2013 года к предыдущему кварталу составил 1,5%, то есть официальный прожиточный минимум по своим темпам роста отстаёт от инфляции.

Существует два базовых индикатора экономической безопасности, в расчёте которых используется значение прожиточного минимума:

  • Отношение среднедушевых денежных доходов населения к прожиточному минимуму. Нижнее пороговое значение — 3,5 раза.
  • Доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума во всём населении. Верхнее пороговое значение — 7%.

Согласно предварительным данным Росстата, среднедушевые денежные доходы по России в третьем квартале 2013 года составляли 24899,3 руб., а численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации за тот же период составляла 17,1 млн, общая же численность населения на 1 января 2013 года равнялась 143,3 млн человек.

Таким образом, отношение среднедушевых денежных доходов населения к прожиточному минимуму составляет 3,35 раза (24899,3/7429), а доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума во всём населении — 11,9% (17,1/143,3). То есть в принципе оба индикатора экономической безопасности социальной сферы находятся в опасной области значений, однако первый всё-таки в меньшей степени, чем второй.

Это означает, что относительно среднедушевых доходов текущий прожиточный минимум более приемлем, а вот если оценивать абсолютное благосостояние населения, то есть конкретно долю людей, живущих за чертой бедности, то здесь всё хуже и пороговое значение превышается более чем в полтора раза. Иными словами, пропорция среднедушевых денежных доходов и прожиточного минимума ближе к допустимым рамкам, чем доля тех граждан, которые не получают минимально необходимого дохода.

Исходя из этого, можно утверждать, что в социальной сфере проблема заключается не столько в структуре, хотя и её не стоит сбрасывать со счетов, сколько в абсолютных значениях доходов, а на фоне общего спада роста ВВП страны эта проблема приобретает ещё более острый характер.