Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Мысли об экономической безопасности № 52

Дата публикации: 28.09.2015

Пятьдесят второй выпуск колонки, содержащей тезисное изложение различных мыслей на тему экономической безопасности, которые прямо или косвенно перекликаются с событиями последнего времени. Материал посвящён беглому представлению авторского взгляда на вопросы защиты экономических агентов и обеспечения устойчивости и конкурентоспособности корпоративных структур и хозяйственных систем.


  1. Кабинет министров Украины объявил о начале процедуры реструктуризации государственного долга. Минфину предписано приостановить платежи по долговым обязательствам, то есть фактически ситуация подошла к критической черте, за которой будет понятна окончательная позиция украинского правительства относительно выплат по тем долгам, договорённости о реструктуризации которых достигнуто не было. Долг Украины перед Россией в 3 миллиарда долларов относится как раз к этой категории, поэтому в ближайшее время фактическая позиция, а не просто популистские выступления, прояснится.
  2. Тем не менее, из опубликованного 150-страничного меморандума Украины, адресованного держателям её облигаций, включая Россию, практически вытекает, что какие-либо выплаты по старым условиям вообще не допускаются. То есть уже можно сказать, что Украина склоняется в сторону того, чтобы не платить России в срок и в полном объёме, а значит, либо будет достигнуто какое-то внезапное соглашение, либо РФ будет ставить в международных судах вопрос о дефолте Украины.
  3. Однако говорить об окончательном решении пока всё-таки нельзя, так как Украина предложила всем держателем её еврооблигаций, включая Фонд национального благосостояния России, обсудить вопрос реструктуризации долга. Встреча назначена на 14 октября в Лондоне. То есть в середине октября ожидается, как минимум, ещё один раунд переговоров, на котором как раз и может быть достигнуто какое-то компромиссное решение. Однако Министерство финансов РФ заявило, что пока не получило от Киева официального приглашения к переговорам.
  4. Пока же позиция России по украинскому долгу выглядит крайне жёсткой. Министр финансов РФ регулярно повторяет позицию, что Россия ждёт полного погашения долга Украиной в декабре. Более того, на ушедшей неделе им также было конкретно сказано, что Россия в том случае, если вопрос о выплате долга Украины дойдёт до суда, продолжит настаивать на погашении всей суммы.
  5. Вместе с этим, в четвёртом квартале 2015 года Россия предоставит Украине скидку на газ в размере 20 долларов. То есть говорить о том, что РФ заинтересована в полном экономическом подавлении Украины явно не приходится и соответствующая риторика отдельных лиц далека от реальности.
  6. Одновременно с этим, Украина продолжает ряд провокационных действий в отношении России и Крымского полуострова. В частности, всю прошедшую неделю шло блокирование грузовых перевозок на территорию Крыма со стороны Украины. Причём, президент Украины Пётр Порошенко на словах поддержал действия националистов и активистов крымско-татарского Меджлиса по продовольственной блокаде Крыма, только вот никаких официальных решений на уровне правительства по блокаде Крыма принято не было. То есть фактически руководство страны официально поддерживает силовые акции, являющиеся в действительности незаконными. Со своей стороны, Россия заявляет об отсутствии каких-либо серьёзных последствий от данной блокады для продовольственной безопасности Крымского полуострова, однако на нём принят ряд экстренных мер, которые заставляют поставить под сомнение такую уж независимость Крыма от украинского продовольственного импорта (подробнее см. «Особые меры по обеспечению продовольственной безопасности Крыма»).
  7. Тем временем, внутри самой России продолжается активная информационная компания по пересмотру ряда фундаментальных параметров экономической политики. В частности, на ушедшей неделе министром финансов было заявлено, что суверенные фонды должны пополняться при ценах на нефть выше 50-60 долларов за баррель. То есть фактически выдвинуто предложение резкого ужесточения бюджетного правила. Кроме того, он также заявил, что вопрос повышения пенсионного возраста в России должен быть решён в срочном порядке. Таким образом, Минфин РФ ведёт активную компанию по ужесточению бюджетных ограничений и сокращению расходов. К сожалению, вопросы стимулирования экономического роста через инвестирование средств суверенных фондов, риск резкого роста безработицы при повышении пенсионного возраста, а также невозможность повышать пенсионный возраст резко Минфин, судя по всему, не рассматривает.
  8. Также стало известно, что в августе 2015 года Ирак оттеснил Россию с третьего места по поставкам нефти в Китай (первое и второе занимают Саудовская Аравия и Ангола соответственно). Причём, ещё в мае Россия была лидером по экспорту нефти в Китай. То есть наблюдается передел мирового рынка нефтяных поставок в котором Россия в отдельных регионах утрачивает свои позиции.
  9. Утрата Россией позиций на отдельных региональных нефтяных рынках вызывает опасения ещё и в контексте рейтинга 500 крупнейших компаний РФ, который был опубликован РБК на ушедшей неделе. Согласно нему, нефтегазовая отрасль для отечественной экономики даёт наибольший экономический вклад, а вклад всех остальных компаний в совокупную прибыль — 46 млрд руб. в 2014 году — составил менее 2%. То есть любые негативные тенденции в российских энергетических поставках являются глобальной угрозой для всей российской экономики.
  10. Также на ушедшей неделе активно муссировалась инициатива реорганизации Совета безопасности ООН. И если призывы к этому со стороны Украины вполне понятны и мало кому интересны, то вот высказывание на эту тему канцлера Германии Ангелы Меркель уже более весомы. В частности, она заявила, что действующая модель Совбеза не отвечает современным реалиям и расстановке сил в мире. Это достаточно интересная ситуация, так как многие страны, входящие сейчас в Совбез ООН в качестве постоянных членов, активно выступают за пересмотр структуры МВФ. Насколько обосновано они смогут отстаивать сохранение текущего положения в Совбезе ООН при одновременном пересмотре структуры правления МВФ покажет время, но это явно будет достаточно серьёзной дипломатической проблемой.