Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Влияние решение ОПЕК на экономику России

Дата публикации: 27.11.2014

Как известно, 27 ноября 2014 года, ОПЕК сохранила прежний уровень добычи нефти. Это означает, что нормы не будут сокращены, а значит в ближайшее время продолжится падение цен. В итоге, российская экономика продолжит чувствовать усиливающееся давление сокращения нефтегазовых доходов, что в условиях и без того падающего экономического роста может привести к реальной рецессии.


Прежде всего, следует отметить, что любое решение ОПЕК могло привести лишь к двум возможным изменениям на рынке: либо рост цен, если добыча сокращается, либо падение, если остаётся на прежних уровнях. Третий вариант с фиксацией нынешних уровней практически невозможен, так как нефтяные котировки крайне спекулятивны, а значит подвержены реакции на ожидания игроков биржи. В таких условиях любое существенное событие приводит к движению цен. Весь вопрос лишь в направлении.

После того, как ОПЕК приняли решение сохранить добычу на прежних уровнях, нефтяные цены ожидаемо пошли вниз, достигнув минимальных значений за последние четыре года. То есть со времён восстановительного периода после кризиса 2008-2009 годов. В след за нефтью вниз пошёл и российский рубль, который в достаточной степени, особенно в последнее время, повторяет движения нефти.

Пока нет причин того, чтобы сложившаяся ситуация на мировом рынке нефти и рынке валют существенно изменилась в перспективе ближайших шести месяцев. Рынок, разумеется, вполне способен абсорбировать излишки нефтяного предложения и, как следствие, скорректировать цены вверх, но это явно дело не самых ближайших месяцев.

Таким образом, достаточно протяжённый отрезок времени российской экономике придётся существовать именно в условиях низких или даже снижающихся цен на нефть и девальвирующегося рубля. И если у рублёвого фактора ещё можно найти какие-то плюсы в плане поддержки внутреннего производства, то нефтяной фактор способен очень сильно подкосить российскую экономику.

Во-первых, дефицит ненефтегазового бюджета РФ в последнее время только рос, а значит росла и зависимость от нефтяных доходов, которые теперь достаточно резко снизятся.

Во-вторых, пробой в бюджете придётся латать двумя способами: секвестированием и тратами суверенных фондов. И первое, и второе приведёт к тому, что запланированные инвестиционные и инфраструктурные программы, которые должны были поддержать экономический рост, будут, скорей всего, свёрнуты или, в лучшем случае, сильно ужаты.

В-третьих, в условиях падающего курса рубля начнут расти цены на все иностранные продукты. А многие отрасли российской экономики сильно зависят именно от внешних поставок. Например, то же сельское хозяйство, которое вроде и должно выиграть от импортозамещения, будет страдать от роста цен на иностранную технику, от которой очень сильно зависит.

В итоге, существенное падение цен на нефть реально грозит российской экономике срывом в настоящую рецессию, то есть вполне ощутимым отрицательным значениям по приросту ВВП на протяжении достаточно протяжённого периода.

Если разложить всё это на три составляющие национальной экономической безопасности, то есть государство, фирмы и домохозяйства, то надвигающийся кризис затронет всех.

  • Государство будет вынуждено свернуть ряд проектов и начать расходовать резервные средства, так как его потребности начнут деградировать, то есть внимание потребуют базовые статьи расходов, а расходы второго порядка будут финансироваться по остаточному принципу.
  • Фирмы окажутся перед необходимостью либо сокращать расходы, либо закрывать бизнес, так как в условиях общей рецессии произойдёт общерыночное снижение рентабельностей.
  • Домохозяйства вряд ли на текущем уровне рискуют потерей социального обеспечения в номинальном выражении, но однозначно потеряют в реальных доходах. Впрочем, этот процесс итак уже начался, а в ближайшее время, скорей всего, продолжится с увеличением темпов.

Таким образом, задача снижения зависимости российской экономики от цен на углеводороды, которая прописывалась в доктринальных документах по экономической безопасности ещё с 1996 года до сих пор так и не была решена, что теперь и приводит к таким комплексным угрозам всей национальной экономики из-за движения всего лишь одного товарного рынка.