Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Мысли об экономической безопасности № 4

Дата публикации: 27.10.2014

Четвёртый выпуск колонки, содержащей тезисное изложение различных мыслей на тему экономической безопасности, которые прямо или косвенно перекликаются с событиями последнего времени. Материал посвящён беглому представлению авторского взгляда на вопросы защиты экономических агентов и обеспечения устойчивости и конкурентоспособности корпоративных структур и хозяйственных систем.


  1. Курс доллара, выраженный в рублях, продолжает ставить рекорды. Раньше на фоне девальвации рубля было очень модно критиковать Банк России за дистанцирование от этой проблемы, однако ситуация, пожалуй, дошла уже до той точки, когда ЦБ находится в положении «назад дороги нет». Очень похоже на то, что прогнозисты ЦБ не ожидали такой серьёзной просадки, но теперь уже нельзя отступить, и они каждый день ожидают, что естественное равновесие всё-таки будет достигнуто.
  2. «Роснефть» сделала заявку на получение 2 триллиона рублей из суверенных фондов РФ. Однако буквально на следующий день Минфин заявил, что заявка, скорей всего, не будет удотворена в полном объёме. То есть «Роснефть», конечно, получит какие-то средства, но всё же 2 триллиона — это больше половины ФНБ, поэтому вряд ли все эти средства будут отданы в одни руки. Тем не менее, судя по всему, происходят тектонические сдвиги российской экономической политики, когда правительство всё же решилось попробовать направить средства суверенных фондов на поддержку стагнирующей национальной экономики.
  3. Банк России обозначил явное намеренье полностью демонтировать систему бивалютной корзины, перейдя от инструмента интервенций к использованию инструмента валютного рефинансирования коммерческих банков. Идея заключается в том, чтобы контролировать соотношение национальной и иностранной валюты на российском рынке не через прямое вмешательство и выход ЦБ на валютный рынок, а через опосредованное воздействие через систему коммерческих банков. При этом этот вопрос не очень освещается, но, судя по всему, проводниками валютной ликвидности в национальную экономику будет ограниченное число вполне конкретных и всем известных коммерческих банков, многие из которых имеют существенную долю государственного участия.
  4. Глава администрации президента РФ Сергей Иванов заявил, что власть будет силовым образом пресекать попытки спекуляции и роста цен недобросовестными поставщиками. Это интересное заявление, потому что произвол монополий считается одним из основных немонетарных факторов российской инфляции. Если, действительно, наконец-то появилась политическая воля, которая будет продвигать жёсткое ограничение власти монополистов, то это обнадёживающий сигнал для всей экономики.
  5. Министр финансов РФ Антон Силуанов выступил с предложением разработки запасного бюджета на случай «непростых» внешних условий. Это, безусловно, достаточно креативная идея, только вот вряд ли налогово-бюджетная политика — это подходящая сфера для творчества. К сожалению, качество планирование основной версии бюджета вызывает всё больше и больше вопросов, поэтому нет никаких оснований полагать, что запасной план окажется работоспособным, особенно с учётом того, что соответствующего опыта в России нет. Сейчас бюджет составляется на основе средних значений за последние несколько лет, что является не лучшим решением в условиях падающих экономических показателей. Скорей более правильным было бы внедрить в основной закон механизм избирательного секвестирования с привязкой к индикаторам конъюнктуры.