Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Мысли об экономической безопасности № 91

Дата публикации: 27.06.2016

Девяносто первый выпуск колонки, содержащей тезисное изложение различных мыслей на тему экономической безопасности, которые прямо или косвенно перекликаются с событиями последнего времени. Материал посвящён беглому представлению авторского взгляда на вопросы защиты экономических агентов и обеспечения устойчивости и конкурентоспособности корпоративных структур и хозяйственных систем.


  1. Прошедшая неделя отметилась двумя основными событиями: глобальным в виде результатов референдума по выходу Великобритании из состава Евросоюза, а также локальным в виде проявления Турцией инициативы по нормализации отношений с Россией.
  2. Результаты референдума в Великобритании оказались неожиданными. Автор данной заметки оценивал вероятность победы сторонников выхода из ЕС как 30-35 против 70-65 процентов, то есть примерно в два раза меньше, чем сторонников сохранения единства. Букмекеры же вообще принимали ставки в пользу выхода с коэффициентом 3,5, а в пользу сохранения единства в 1,3. Результаты же голосования показали победу сторонников выхода в 51,9%.
  3. Тем не менее, не стоит переоценивать значимость итогов референдума, так как он носит лишь индикационный характер. То есть власти формально не обязаны воплощать победившую идею в жизнь. И хоть многие прозападные «аналитики» любят рассуждать на тему того, что «в настоящем демократическом обществе власти всегда придерживаются мнения народа», в действительности всё намного сложнее.
    • Во-первых, выходить из ЕС можно очень долго и постепенно. Великобритания уже одёрнула ЕС, потребовавший озвучить конкретные сроки выхода. Затягивать данный шаг можно практически бесконечно, формально не отрицая следования мнению народа, а фактически его не выполняя.
    • Во-вторых, можно добиться определённых уступок от ЕС и преподнести это как победу, после которой уже и не надо выходить из Евросоюза.
    • В-третьих, довольно небольшой перевес сторонников выхода из ЕС можно подавить PR-методами, после чего начать риторику, что мнение народа изменилось и опять же замять вопрос выхода.
  4. То есть надо чётко понимать, что Великобритания по-прежнему остаётся членом ЕС и в ближайшее время никуда из него не денется. Более того, на сегодняшний день фактически не начат процесс по выходу.
  5. Разумеется, итоги референдума потрясли рынки и в ближайшее время ещё будут сказываться, но говорить о каких-то фундаментальных изменениях мировой конъюнктуры пока рано.
  6. В то же время, отношения России и Турции изменяются уже здесь и сейчас. На прошедшей неделе президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган отправил президенту России Владимиру Путину письмо, в котором принёс свои извинения за сбитый бомбардировщик Су-24. И хотя вряд ли есть какие-то иллюзии, что это было откровенное сожаление, но в международной дипломатии несколько иные ценностные ориентиры, поэтому подходить к данному событию с точки зрения человеческой морали в любом случае не стоит.
  7. Так или иначе, Москва и Анкара достигли договорённости в отношении необходимости немедленно приступить к восстановлению отношений между Россией и Турцией. Однако пока российская сторона говорит о постепенном снятии введённых в конце 2015 года специальных экономических мер. То есть полного отката санкций в ближайшее время ожидать не стоит.
  8. Значимое заявление сделал председатель правительства РФ Дмитрий Медведев, объявивший на прошедшей неделе о том, что налоговая система России будет перенастроена. Под «перенастройкой» понимается то, что новая система должна будет не только собирать деньги, но и стимулировать создание конкурентоспособных товаров и услуг вне сырьевого сектора, а также укреплять сбалансированность бюджетов всех уровней. Впрочем, пока это остаётся лишь декларацией о намереньях, а ни о каких конкретных подробностях налоговой реформы не известно.