Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Инициатива внедрения американской практики борьбы с коррупцией в России

Дата публикации: 26.11.2015

В конце мая 2015 года, в государственную думу РФ был внесён законопроект, предлагавший внедрить в России итальянскую практику борьбы с коррупцией, основывающуюся на освобождении от ответственности участника коррупционной схемы, пошедшего на сотрудничество со следствием. В конце же ноября был внесён ещё один законопроект, который, на этот раз, предлагает ввести американскую практику, основывающуюся на конфискации имущества не только самого коррупционера, но и его родственников. Таким образом, в России в 2015 году в течение полугода были выдвинуты инициативы введения двух базовых практик жёсткой антикоррупционной борьбы.


Инициатива внедрения американской практики представляет собой набор поправок в Уголовный кодекс РФ, которые должны обеспечить правовые основания для принудительной конфискации имущества, нажитого преступным путём, даже в случае его передачи третьим лицам, в том числе родственникам. Пояснительная записка к законопроекту следующим образом описывает данный механизм:

«Предполагается установить такое дополнительное основание для конфискации имущества, нажитого преступным путём, как передача его третьим лицам безвозмездно или за плату, явно несоизмеримую стоимости этого имущества.»

Речь в данном случае идёт о полной конфискации за исключением предметов, минимально необходимых для обеспечения быта осуждённого. Их перечень будет утверждён в приложении к Уголовному кодексу.

Таким образом, предполагается, что невозможность обезопасить активы, путём передачи прав собственности на них родственникам, повысит риски коррупционного обогащения и станет дополнительным сдерживающим фактором. Тем не менее, законопроект исходит из того, что конфискация будет применяться только к активам, переданным безвозмездно или по заниженной стоимости. То есть он не затрагивает очищенные от этого основания активы, а также другие преференции, полученные третьими лицами через коррупционера, например, государственные заказы и прочее.

В итоге, подобный законопроект, разумеется, в какой-то степени может повысить цену преступления для коррупционеров, но всё-таки он в предлагаемой реализации не покрывает целый ряд схем, посредством которых коррупционер может обеспечить свои незаконные доходы опосредовано через третьих лиц.

(Использованы материалы Lenta.ru.)