Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Мысли об экономической безопасности № 17

Дата публикации: 26.01.2015

Семнадцатый выпуск колонки, содержащей тезисное изложение различных мыслей на тему экономической безопасности, которые прямо или косвенно перекликаются с событиями последнего времени. Материал посвящён беглому представлению авторского взгляда на вопросы защиты экономических агентов и обеспечения устойчивости и конкурентоспособности корпоративных структур и хозяйственных систем.


  1. Вице-премьер России Аркадий Дворкович заявил, что правительство может ввести регулирование цен на продукты в случае их роста на 30% в течение длительного времени. Однако вместе с этим он отметил, что данный механизм пока не используется, поскольку есть риск появления дефицита продовольствия. Тем не менее, есть очень серьёзные сомнения в том, что если рост продовольственных цен составит больше 30% в течение продолжительного срока, то данный риск уменьшится. Скорей наоборот, чем дольше в экономике сохраняются угрозы продовольственной безопасности, тем больше увеличиваются риски побочных эффектов. Всё это не означает, что данную меру надо вводить уже сейчас, хотя обсудить это в отношении отдельных видов товара вполне можно, но главное не стоит делать подобных спорных заявлений, которые выдают у чиновников полное отсутствие понимание основ экономической безопасности.
  2. Продолжаются кадровые изменения в Банке России. На этот раз ещё одним новым зампредом ЦБ назначен сенатор Торшин, который будет отвечать за вопросы взаимодействия центрабанка с парламентом и правительством. После Тулина, который с 21 января курирует денежно-кредитную политику, Торшин уже второй человек, который раньше работал в Банке России и теперь обратно возвращается в данную структуру. Судя по всему, у всех приходит понимание, что новая команда управленцев, пришедшая в ЦБ летом 2013 года, оказалась недостаточно компетентна для того, чтобы справляться с серьёзными задачами в условиях кризиса национальной экономики.
  3. ЕЦБ объявил о начале программы количественного смягчения, это означает, что теперь он будет ежемесячно выкупать государственные облигации стран еврозоны на сумму 60 миллиардов евро, а продолжаться это будет до сентября 2016 года. То есть в общей сложности на рынок будет вброшено 1,08 триллиона евро. Среди основных задач, которые стоят перед ЕЦБ, борьба с падением цен, поскольку уровень инфляции в еврозоне уже более года сохраняется ниже целевого уровня — около 2%, а в последнее время вообще ушёл в дефляционную зону. Это означает, что теперь в ЕС возрастут объёмы свободных средств, которые могут направиться на развивающиеся рынки, как это было с программами QE в США. Можно осторожно надеется, что часть этого «пирога» перепадёт и России, хотя для этого желательно решить, хотя бы частично, геополитические проблемы.
  4. Центробанк Ирана объявил о прекращении внешнеторговых расчётов в долларах. Вместо американской валюты Тегеран планирует использовать китайский юань, турецкую лиру, российский рубль и южнокорейскую вону. Фактически продолжается глобальная тенденция отказа от доллара, как от валюты международных расчётов. Стоит отметить, что не последнюю роль в подогревании этих настроений играют и сами США, проводя достаточно волюнтаристскую денежно-кредитную политику. Пока всё это носит достаточно скромные масштабы, на уровне лишь тестирующих действий. Но общий тренд уже определён, и скоро у США могут возникнуть очень серьёзные проблемы, так как в перспективе ближайших десяти-пятнадцати лет долларовая система международных расчётов может быть окончательно демонтирована, что фактически убьёт современную модель американской экономики. Есть теории, согласно которым противодействовать этому США готовы любыми средствами, вплоть до развязывания глобальных военных конфликтов, но это вопрос для отдельного обсуждения.