Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Особые меры по обеспечению продовольственной безопасности Крыма

Дата публикации: 25.09.2015

В связи с начатой блокадой грузовых поставок на полуостров Крым, начатой 20 сентября 2015 года, оказались перекрыты все три сухопутные дороги. В результате Крым утратил возможность получать грузы с территории Украины, причём преимущественно продовольственного характера, а Керченская переправа стала основным путём доставки грузов на полуостров. И хотя официально заявлялось, что доля украинского импорта на продовольственном рынке Крыма составляет около 5%, всё-таки руководство республики стало предпринимать особые меры по обеспечению продовольственной безопасности.


Власти Крыма объявили о планах временного ограничения вывоза произведённых на полуострове продуктов в другие регионы России, чтобы не допустить роста цен в условиях товарной блокады со стороны Украины:

«Крымские предприниматели отправляли большое количество продукции на материковую часть Российской Федерации. Эта продукция будет оставаться здесь.»

Более того, по словам первого вице-премьера республики Крым Михаила Шеремета, на данный момент некоторые продукты местного производства стоят в Крыму дороже, чем привезённые из материковой России:

«Белгородская картошка у нас стоит 17-18 рублей, крымская — 22 рубля.»

Таким образом, ситуация с продовольственной безопасностью Крымского полуострова всё-таки внушает умеренные опасения. Разумеется, пока не приходится говорить о какой-то угрозе голода, но сам по себе рынок продовольственных товаров представляется несбалансированным и неустойчивым даже к малым шокам. Зависимость от украинских поставок, судя по всему, оказалась более существенна, чем об этом заявляли официальные лица, а главное на внутреннем рынке присутствуют странные дисбалансы в ценах местных и привозных продуктов, которые свидетельствуют либо о серьёзном технологическом отставании крымского сельского хозяйства, либо о монополизированном завышении цен местных производителей. Вследствие всего этого, руководство республики вынуждено даже прибегать к нерыночным методам регулирования продовольственного рынка, что является достаточно серьёзным вмешательством государства в экономику, а значит признаком наличия критических провалов рынка.

Помимо этого, Керченская переправа несёт дополнительные риски, так как её функционирование зависит от климатических факторов. Впрочем, утверждается, что большинство из паромов на переправе способны работать в трёхбалльный шторм, а на случай существенного ухудшения погоды в Крымском федеральном округе сформирован стратегический запас продовольствия.

Тем не менее, всё это даёт повод всерьёз задуматься над тем, что Крымский полуостров является регионом с повышенными угрозами продовольственной безопасности, обусловленными географической оторванностью от основной части России. К сожалению, опыт прошлого показывает, что в российском правительстве зачастую такие вещи не до конца просчитываются, что можно было уже наблюдать на примере Калининграда.

(Использованы материалы Lenta.ru.)