Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Мысли об экономической безопасности № 34

Дата публикации: 25.05.2015

Тридцать четвёртый выпуск колонки, содержащей тезисное изложение различных мыслей на тему экономической безопасности, которые прямо или косвенно перекликаются с событиями последнего времени. Материал посвящён беглому представлению авторского взгляда на вопросы защиты экономических агентов и обеспечения устойчивости и конкурентоспособности корпоративных структур и хозяйственных систем.


  1. Как показал опрос агентства «Контакт», российские предприниматели безоговорочно доверяют только президенту, частично армии и самим себе, а вот ответственному за экономическую политику правительству доверяет лишь каждый шестой предприниматель. С подобным кризисом доверия к экономическому блоку правительства крайне трудно говорить о каких-то реформах, а также о вещах, типа инфляционного таргетирования, успех которого в значительной степени строится именно на доверии рынка.
  2. На прошлой неделе глава Сбербанка Герман Греф предложил ограничить число страховых выплат по вкладам (подробнее см. «Сомнительность идеи ограничения числа страховых выплат по вкладам»). На ушедшей же неделе замминистра финансов Алексей Моисеев сказал, что Минфин относится к данному предложению негативно. Более того, Агентство по страхованию вкладов также не рекомендует использовать предложенный главой Сбербанка механизм. Это говорит о том, что господин Греф явно выступал по собственной инициативе, а его предложение не имеет ничего общего с интересами АСВ, преследуя, судя по всему, исключительно частные интересы Сбербанка.
  3. Одним из главных событий ушедшей недели стало принятие Верховной Радой Украины пакета правительственных законопроектов, которые наделяют кабмин правом введения моратория на выплаты по внешнему долгу. В список кредитов, на которые может быть распространён мораторий, входят и еврооблигации, выкупленные Россией за 3 миллиарда долларов в конце 2013 года. Позиция украинских властей сводится к тому, что данный мораторий, приостанавливающий погашение части займов, позволит использовать деньги на нужды населения, а не «на возврат кредитов, которые брал клептократический режим Януковича». Однако данная позиция выглядит достаточно странно: если долги признаются нелегитимными, то надо в принципе отказываться от их уплаты, как это сделало советское правительство после октябрьской революции, а если долги всё-таки признаются, то просто односторонний перенос сроков погашения является обычным волюнтаризмом.
  4. В ответ на действия Киева, глава Минфина РФ заявил, что Россия может подать в суд уже в июне, если Украина не внесёт платёж в 75 миллионов долларов. По большому счёту, согласно ковенантам РФ уже может ставить вопрос о полном досрочном погашении, так как внешний долг Украины превысил 60% ВВП.
  5. Интересным аспектом ситуации с украинским мораторием на выплату долгов перед Россией является классификация соответствующих еврооблигаций, статус которых должен определить МВФ. Если еврооблигации будут трактоваться как межправительственный кредит (долг Парижскому клубу кредиторов), то в случае дефолта по этим обязательствам Киев автоматически лишается права на дальнейшую помощь МВФ, если же как задолженность перед частными кредиторами (долг Лондонскому клубу кредиторов), то Украина сможет одновременно не платить по российскому долгу и продолжать пользоваться поддержкой МВФ. Это вытекает из внутренних правил МВФ, которые гласят, что наличие «нерешённых» проблем с задолженностью перед государственными кредиторами не допускается. Соответственно в зависимости от итогов классификации и будет решаться вопрос, сможет ли Киев не платить по обязательствам перед Россией и одновременно претендовать на финансовую помощь.
  6. В РФ в апреле 2015 года было зафиксировано падение промышленного производства на 4,5%, что является одним из фундаментальных показателей кризисных процессов в экономике. Тем не менее, представители российского правительства по-прежнему продолжают заявлять о преодолении кризиса или вообще о его отсутствии. К сожалению, текущие экономические власти явно имеют существенный перекос в сторону финансовых индикаторов, по стабилизации которых они и склонны судить о состоянии национальной экономики, тогда как иные макроэкономические показатели, такие как промвыпуск или ВВП, ими игнорируются.
  7. На базе специальной дочерней организации АСВ под названием «Российский капитал» будет создан «государственный санатор», что позволит удешевить процедуру оздоровления банков. С 1 июля данную структуру возглавит нынешний глава Банка Москвы Михаил Кузовлёв. Таким образом, происходит централизация процессов оздоровления и спасания банков, находящихся в кризисных ситуациях.
  8. Президент Киргизии Алмазбек Атамбаев подписал закон о ратификации международных договоров по присоединению республики к Евразийскому экономическому союзу. Таким образом, не смотря на сложное положение как России, так и других членов ЕАЭС, данная интеграционная группировка продолжает своё развитие и остаётся привлекательной для многих евразийских стран. Это также подтверждается и тем, что в ближайшем будущем Вьетнам и Евразийский экономический союз должны подписать соглашение о зоне свободной торговли. Это означает, что ставки на многие товары будут обнулены или снижены.
  9. По сообщениям Bloomberg, снижение нефтяных цен привело к тому, что до половины доказанных запасов сланцевой нефти в США могут быть списаны из-за низких цен на нефть. В целом, речь идёт о 5,4 миллиардов баррелей обнаруженной, но не освоенной нефти.