Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Мысли об экономической безопасности № 69

Дата публикации: 25.01.2016

Шестьдесят девятый выпуск колонки, содержащей тезисное изложение различных мыслей на тему экономической безопасности, которые прямо или косвенно перекликаются с событиями последнего времени. Материал посвящён беглому представлению авторского взгляда на вопросы защиты экономических агентов и обеспечения устойчивости и конкурентоспособности корпоративных структур и хозяйственных систем.


  1. Первая половина прошлой недели отметилась очередным падением нефтяных котировок. Причём, это было обусловлено в том числе и очередным действиями по переделу нефтяных рынков. В частности, Иран снизил цены на нефть для потребителей в Европе, чтобы конкурировать на этом рынке с Саудовской Аравией. То есть крупные нефтедобывающие страны продолжают жёсткую ценовую конкуренцию, в которую теперь включается и Иран, только что вышедший из под санкций.
  2. Кроме того, не стоит забывать слухи о том, что Саудовская Аравия и Иран используют демпинг не только как инструмент передела рынка, но и как инструмент экономического подавления друг друга. Впрочем, эта версия самими странами активно отрицается.
  3. В частности, на прошедшей неделе, глава МИД Саудовской Аравии заявил, что Эр-Рияд не пытается сбить цены на нефть из-за конкуренции с Ираном, так как манипулировать нефтяным рынком невозможно, а текущая ситуация отражает рыночные цены. Впрочем, резкая стабилизация нефтяных цен и некоторый их откат на предыдущие позиции ближе к концу недели всё же свидетельствуют о том, что в значительной степени котировки определяются именно спекулятивными механизмами, так как глобальный спрос и предложения не способны менять расклад сил настолько быстро.
  4. Падение нефтяных цен очевидным образом сказалось и на свободно плавающем курсе рубля, который в очередной раз обновил рекорд минимальных значений за счёт резкой девальвации. При этом, судя по всему, в банковском сообществе РФ начались довольно серьёзные волнения, так как глава Банка России Эльвира Набиуллина внезапно отменила свой визит на Всемирный экономический форум в Давосе, где она планировала принять участие в сессии «Дилемма глобального долга».
  5. Через несколько дней после начала резкой девальвации рубля, Банк России 21 января созвал экстренное совещание, на котором, по неофициальной информации, председательствовал первый зампред ЦБ Алексей Симановский, отвечающий за банковский надзор и регулирование. Судя по всему, именно на этом мероприятии Банк России успокаивал российский банковский сектор и возможно озвучивал готовность задействовать интервенции, если ситуация начнёт выходить из под контроля.
  6. Так или иначе, после данной встречи, президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков заявил, что в ходе заседания в ЦБ банкиры признали сложившуюся ситуацию «вполне стабильной и управляемой», а также заметил, что «экстренное совещание», прошедшее в ЦБ 21 января, на самом деле носило плановый характер.
  7. Совещание может и носило плановый характер, но вот обсуждались на нём, судя по всему, вопросы экстренного характера, в том числе как раз угрозы стабильности банковского сектора в условиях резкого падения национальной валюты. Впрочем, к концу недели нефтяные котировки продемонстрировали отскок на более высокие значения, что опять же сразу отразилось на курсе рубля, поэтому ЦБ не пришлось на практике показывать реальную готовность к экстренным мерам.
  8. Тем временем, складывается впечатление, что большая часть антироссийских санкций со стороны западных стран в ближайшее время будет снята. По крайней мере, соответствующее заявление на ушедшей неделе было сделано сначала госсекретарём США, а потом и министром экономики Франции. Причём, данные заявления делались на форуме в Давосе, где уровень российского присутствия в 2016 году далеко не самый высокий. Всё это даёт основания считать, что основные решения были приняты в другом месте и в другое время, а официальные формулировки про то, что Минские соглашения по ситуации на востоке Украины могут быть выполнены в ближайшие месяцы, что откроет путь к снятию санкций с России, в действительности имеют мало общего с реальностью.
  9. Косвенно это подтверждается и активизацией Украины, которая заявила, что в ближайшие две недели она подаст в международные суды несколько исков в связи с присоединением Крыма к России. То есть украинская сторона, спустя почти два года после вступления Крыма в состав РФ, наконец-то перешла к эскалации ситуации в юридической плоскости. Вероятнее всего, это означает, что прежние меры воздействия на Россию перестают быть актуальны, так что следует вводить в строй новые.
  10. Впрочем, возможно Украина пытается подготовить таким образом почву для предстоящего юридического противостояния с Россией по вопросу долга в 3 миллиарда долларов. По большому счёту, единственной реальной возможностью оспорить долг перед Россией как раз является как-то доказать её агрессию, а главное первичность этой агрессии по отношению к выданному долгу и возникшему в отношении него конфликту.