Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Мысли об экономической безопасности № 8

Дата публикации: 24.11.2014

Восьмой выпуск колонки, содержащей тезисное изложение различных мыслей на тему экономической безопасности, которые прямо или косвенно перекликаются с событиями последнего времени. Материал посвящён беглому представлению авторского взгляда на вопросы защиты экономических агентов и обеспечения устойчивости и конкурентоспособности корпоративных структур и хозяйственных систем.


  1. На ушедшей неделе министр финансов РФ Антон Силуанов заявил агентству «Bloomberg», что если мировые цены на нефть снизятся до 60 долларов за баррель, а США и их союзники ужесточат свои санкции, то экономика России в 2015 году погрузится в рецессию. Это довольно странное заявление со всех сторон, потому что российская экономика итак далеко не в лучшей форме, а санкции сказываются скорей на её финансовой составляющей, которая с реальным сектором, и генерирующим ВВП, связана далеко не так уж и тесно. Более того, падение курса рубля наоборот оказывает многим отраслям поддержку. Ну и самое главное заключается в том, что министр финансов не должен публично заявлять о таких вещах, фактически признавая эффективность экономической агрессии в виде санкций.
  2. Вслед за введением лимита на предоставление рефинансирования через валютные свопы, ЦБ начал снижать объёмы средств, предлагаемых банкам на аукционах РЕПО. Так, уже 18 ноября банки получили только 2,69 трлн рублей, что привело к очередному росту стоимости рублёвых ресурсов. То есть Банк России занимается тем, что душит инфляцию снижением объёмов ликвидности, только вот «вместе с водой можно выплеснуть и ребёнка», или вместе с инфляцией задушить и экономику. Российская экономика из-за санкций и падения рубля оказалась отрезанной от внешних источников заимствования, а ЦБ вместо того, чтобы компенсировать эти потери, сам занимается сужением объёмов кредитования.
  3. Также ушедшая неделя запомнилась появлением информации о том, что правительство РФ якобы допускает возможность сокращения добычи нефти для поддержания цен. Правда в авральном режиме, буквально в течение нескольких часов, эта информация была официально опровергнута. Тем не менее, возможно это какой-то сигнал, который предназначался странам ОПЕК, которые будут сами решать вопрос о возможном снижении квот 27 ноября.
  4. Возвращаясь к теме Банка России, как одного из главных ньюсмейкеров последнего времени, можно отметить, что его идея с валютными свопами практически провалилась, так как коммерческие банки как-то не проявили энтузиазма в отношении этого инструмента. Таким образом, возникают серьёзные вопросы к тем инструментам и каналам, которые планирует использовать ЦБ для влияния на российскую экономику в условиях отказа от регулирования курса национальной валюты.