Приравнивание МРОТа к прожиточному минимуму: Pro et Contra
Дата публикации: 24.11.2013
Как стало известно, предложенная некоторое время назад поправка о повышении минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума была отклонена. Комитет по труду и социальной политике не поддержал поправку и предложил её отклонить. Приравнивание МРОТа к прожиточному минимуму (5,2 и 6,1 тыс. руб. соответственно на текущий момент) является одной из базовых целей социальной политики. Однако уже долгие годы в России её достичь так и не получается.
Следует отметить, что МРОТ напрямую не влияет на расходы бюджета, так как является лишь неким порогом, ниже которого работодатели не имеют право оплачивать труд работников. То есть речь не идёт о повышении нагрузки на государственный бюджет. Фактически основная аргументация противников повышения МРОТа базируется на ряде соображений о подавлении предпринимательской активности.
Точка зрения «За» заключается в том, что МРОТ — это институт борьбы с бедностью и неравенством, с его помощью государство защищает население от занижения оплаты труда со стороны работодателей. Какой-либо явной зависимости между величиной МРОТа и безработицей не существует.
Точка зрения «Против» заключается в том, что компании нанимают на работу меньше людей при повышении МРОТа, зачастую увеличение минимальной оплаты труда в принципе настолько повышает издержки, что предприятия малого и среднего бизнеса вынуждены закрываться. В результате в экономике растёт безработица, что в ещё большей степени снижает благосостояние населения, чем низкий МРОТ.
Причём оби точки зрения имеют подтверждающие исследования, например:
- Исследование отрицающее зависимость между МРОТом и безработицей: Card D. и Krueger A. B. Myth and Measurement: The New Economics of the Minimum Wage
- Исследование, выявляющее зависимость между МРОТом и безработицей: Neumark D. Minimum Wages and Employment (806 килобайт)