Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Совещание Совета Безопасности РФ 22 июня 2016 года

Дата публикации: 23.06.2016

22 июня 2016 года, Президент России Владимир Путин провёл совещание с постоянными членами Совета Безопасности РФ, на котором состоялось обсуждение внешнеполитических итогов Петербургского международного экономического форума, который являлся предметом обсуждения также и на предыдущем совещании. Кроме того, в свете вопросов, озвученных в выступлении Президента на пленарном заседании форума, затрагивались темы инвестиционной привлекательности российского рынка для зарубежных инвесторов. Состоялся также обмен мнениями по темам повестки главы государства на предстоящие дни, а именно по проблематике ШОС в контексте намеченного на 23 июня визита Владимира Путина в Узбекистан и по российско-китайским отношениям в свете визита Президента России в Китай, который состоится 25 июня. Помимо этого, отдельно рассматривались текущие вопросы внутрироссийской социально-экономической повестки дня.


В том самом выступлении на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума Владимир Путин отметил попытки отдельных группировок установить барьеры на распространение технологий и научных достижений:

«…уже сегодня мы видим попытки закрепить за собой или даже монополизировать выгоду от технологий нового поколения. Отсюда, как мне думается, и создание замкнутых регуляторных пространств с барьерами для перетока прорывных технологий в другие регионы мира с достаточно жёстким контролем над кооперационными цепочками для максимального извлечения технологической ренты. Мы дискутировали с коллегами, некоторые говорят, что это возможно. Я думаю, что нет. На какое-то время можно сдержать распространение тех или иных технологий, но в современном мире удержать это в замкнутом пространстве, даже достаточно большом географически, невозможно. Это может привести к тому, эти попытки, что и сфера фундаментальной науки, открытая сегодня для обмена знаниями и информацией для совместных проектов, также может закрыться, и здесь тоже вырастут разделительные барьеры.»

В качестве альтернативы этим тенденциям, Путин предложил глобальную интеграцию экономических пространств, в том числе на базе Евразийского Экономического Союза:

«Уже в июне с нашими китайскими коллегами мы планируем дать официальный старт переговорам о создании всеобъемлющего торгово-экономического партнёрства в Евразии с участием государств Европейского экономического союза и Китая. Рассчитываю, что это станет одним из первых шагов к формированию большого евразийского партнёрства. Обязательно вернёмся к обсуждению этого масштабного проекта на Восточном экономическом форуме, который состоится в начале сентября во Владивостоке…

…проект «большой Евразии», открыт, безусловно, и для Европы, и уверен, такое взаимодействие может быть взаимовыгодным. Европейский союз, несмотря на все проблемы в наших отношениях, известные проблемы, остаётся ключевым торгово-экономическим партнёром России. Это наш ближайший сосед, и нам, конечно же, не безразлично, что происходит и у наших соседей, в европейских странах и в европейской экономике.»

Вероятнее всего, построение новых интеграционных экономических связей сейчас является одной из главных стратегических целей. Обсуждение на совещании Совбеза визита в Узбекистан и Китай, скорей всего, также проходило именно в этом ключе.

Что же касается аспектов инвестиционной привлекательности, то речь, вероятнее всего, о том сигнале либерализации экономического пространства, который был озвучен в выступлении Владимира Путина:

«…мы продолжим дальнейшую либерализацию и улучшение делового климата… Будем решать системные проблемы, которых ещё достаточно. Речь идёт о том, чтобы повысить прозрачность, выравнивать отношения государственных структур и бизнеса. Эти отношения должны строиться на понимании и взаимной ответственности, строгом выполнении и следовании законам, на уважении к интересам государства и общества, безусловной ценности института частной собственности.

Нужно кардинально снизить возможности для незаконного уголовного преследования. Более того, представители силовых структур должны нести персональную ответственность за неоправданные действия, которые привели к разрушению бизнеса. Считаю, что эта ответственность может быть и уголовной.

Понимаю, что это очень тонкая вещь, мы не можем и не должны связывать по рукам и ногам работу правоохранительных органов. Однако здесь, безусловно, нужен баланс, жёсткий барьер для любого злоупотребления полномочиями и властью. Руководству Прокуратуры, Следственного комитета, Министерства внутренних дел, Федеральной службы безопасности нужно постоянно отслеживать ситуацию на местах, при необходимости принимать меры по совершенствованию законодательства.

Я прошу рабочую группу по вопросам правоприменения в сфере предпринимательства, которую возглавляет глава Администрации Президента Сергей Борисович Иванов, также сосредоточиться на этих вопросах. Добавлю, что уже внёс в парламент пакет законопроектов, подготовленных рабочей группой, они направлены на гуманизацию так называемых экономических статей. Одновременно важно гарантировать право бизнеса и всех граждан на справедливую и беспристрастную судебную защиту.»

Таким образом, вероятно, обсуждался как комплекс мер по обеспечению защиты иностранных инвестиций, так и методы соблюдения баланса поддержки законности и либерализации в экономическом пространстве.

В совещании Совета Безопасности РФ 22 июня 2016 года приняли участие Председатель Правительства Дмитрий Медведев, Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, Председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин, Руководитель Администрации Президента Сергей Иванов, Секретарь Совета Безопасности Николай Патрушев, Министр иностранных дел Сергей Лавров, Министр внутренних дел Владимир Колокольцев, Министр обороны Сергей Шойгу, директор Федеральной службы безопасности Александр Бортников, директор Службы внешней разведки Михаил Фрадков и заместитель Секретаря Совета Безопасности Рашид Нургалиев.