Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Мысли об экономической безопасности № 86

Дата публикации: 23.05.2016

Восемьдесят шестой выпуск колонки, содержащей тезисное изложение различных мыслей на тему экономической безопасности, которые прямо или косвенно перекликаются с событиями последнего времени. Материал посвящён беглому представлению авторского взгляда на вопросы защиты экономических агентов и обеспечения устойчивости и конкурентоспособности корпоративных структур и хозяйственных систем.


  1. Всё ближе срок, когда Европейский Союз должен определиться с продлением экономических санкций в отношении России. В связи с этим информационное пространство наполнено комментариями сложившейся ситуации со стороны разных высокопоставленных лиц, а также слухами, публикуемыми без ссылки на определённые источники во всевозможных СМИ. Показательно, что эта информация зачастую довольно противоречива, поэтому говорить о явном существовании какого-то консенсуса не приходится.
  2. Министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев заявил, что не исключает продления санкций: как со стороны ЕС в отношении РФ, так и со стороны РФ в отношении ЕС. При этом он выразил уверенность в том, что Россия полностью адаптировалась к ограничениям со стороны Запада. Пожалуй, действительно, санкции уже давно перестали быть шоковым фактором, но вот говорить о том, что их влияние окончательно сошло на нет, вряд ли можно.
  3. Глава Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко также ожидает отмены санкций ЕС не ранее 2017 года. При этом она прогнозирует, что через год «ситуация будет уже просто нетерпимая в связи с протестами целого ряда европейских государств, и эти санкции будут отменены».
  4. Стоит отметить, что, действительно, существуют политические и бизнес инициативы в отношении отмены антироссийских санкций, однако их сила и вес в европейской политической системе представляются всё же переоценёнными со стороны российских чиновников и средств массовой информации. Более того, важно понимать, что противники европейских санкций аргументируют их отмену не политической, а преимущественно бизнес выгодой. То есть в действительности европейские страны хотят снять санкции для возврата на российский рынок, чему не обрадуются многие российские производители.
  5. Определённый протекционистский эффект контрсанкций всё же отрицать нельзя, хотя и не стоит его особенно переоценивать. Более того, отмена санкций в июле сделает необходимым отмену контрсанкций в августе, а это может нанести сильный удар по российским сельскохозяйственным производителям, так как это для них середина инвестиционного и производственного цикла. В идеале, снимать продовольственное эмбарго имело бы смысл где-то зимой, когда и планируются инвестиционные бюджеты АПК.
  6. Среди сторонников отмены антироссийских санкций на сегодняшний день называются Венгрия, Кипр, Греция, Италия и Словакия. По крайней мере, именно такой список приводит агентство «РИА Новости» со ссылкой на неназванный дипломатический источник в Брюсселе. Якобы они заблокируют продление санкционного режима против России уже этим летом.
  7. С другой стороны, агентство Bloomberg. наоборот утверждает, что по их данным страны ЕС планируют продлить санкции против России ещё на полгода. Якобы эта позиция является консолидированным мнением всех 28 стран-участниц Евросоюза.
  8. Намеренье продлить санкции также подтвердил и министр иностранных дел Польши Витольд Ващиковский, который утверждает, что продление экономических ограничений в отношении России — уже решённый большинством стран сообщества вопрос.
  9. Вообще-то для европейских производителей лето также является серединой инвестиционного и производственного цикла, поэтому снятие экономических ограничений к осени тоже окажется для них не очень уместным. В этом ключе продление санкций до зимы, а только потом их отмена представляется компромиссным решением. Однако Россия уже была в такой ситуации и тогда продлила санкции на год, поэтому ЕС может оказаться в не самой выигрышной ситуации.
  10. Фактически российские и европейские взаимные санкции продлеваются с разными циклами, поэтому совпадают по срокам лишь каждый второй раз. Именно летом 2016 года ближайшее совпадение, а зимой они, при сохранении прежних моделей поведения, не совпадут.
  11. Тем не менее, всё это касается лишь взаимных санкций ЕС и РФ, тогда как только ими наложенные на Россию меры экономического принуждения не ограничиваются. В частности, по-прежнему сохраняют актуальность финансовые санкции, главным образом, поддерживаемые США. Поскольку в отношении США российское продовольственное эмбарго какой-либо ощутимой роли не играет, то и сторонников отмены санкций в Соединённых Штатах оказывается немного.
  12. Ранее вброшенная мысль о том, что Россия может обойти запрет на работу с её долговыми бумагами крупных инвестиционных банков, получила поддержку со стороны российских банкиров. О том, что Россия может разместить суверенные еврооблигации, не прибегая к помощи иностранных банков, на минувшей неделе открыто заявил глава банка ВТБ Андрей Костин. Он допустил, что его кредитная организация может самостоятельно заняться этим размещением. То есть подобный план всерьёз рассматривается участниками финансового рынка.
  13. Вместе с этим, постоянное давление США продолжается. В частности, Госдепартамент заявил, что американским компаниям не рекомендовано принимать участие в предстоящем Петербургском международном экономическом форуме. Это высказывается в форме рекомендации, но для многих даже такого предупреждения окажется достаточно.
  14. В связи с этим показательны активные действия России на юго-восточном направлении, так как усиление экономической интеграции с АСЕАН, судя по всему, обсуждалось на уровне Совета Безопасности РФ, а также уже объявлено в форме явного предложения на последнем саммите организации (подробнее см. «Создание общей зоны свободной торговли между ЕАЭС и АСЕАН»).
  15. Параллельно со всем этим, наблюдаются существенные сдвиги во внутриэкономической повестки дня в РФ. Так, в материалах Минэкономразвития к ещё предстоящему заседанию президиума экономического совета при президенте РФ появилось обоснование необходимости повышения пенсионного возраста. Однако это мотивируется не фискальной необходимостью, а тем, что повышение пенсионного возраста до 63-65 лет как для мужчин, так и для женщин является важной мерой для снижения дефицита трудовых ресурсов на рынке.
  16. Ранее не приходилось слышать на таком уровне о наличии подобного дефицита, поэтому такие заявления являются чем-то новым. Вероятнее всего, это некая форма обоснования непопулярной меры в глазах общественности.
  17. При этом, глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев на прошедшей неделе в очередной раз заявлял, что экономика России вышла из рецессии, так как по итогам первого квартала динамика ВВП хоть и будет всё ещё в отрицательной зоне, но настолько близко к нулю, что можно сказать о преодолении спада. То есть значение около нуля он склонен трактовать как выход из кризиса, а не нахождение в нём, что напоминает дуализм трактовки наполненности стакана.