Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Мысли об экономической безопасности № 12

Дата публикации: 22.12.2014

Двенадцатый выпуск колонки, содержащей тезисное изложение различных мыслей на тему экономической безопасности, которые прямо или косвенно перекликаются с событиями последнего времени. Материал посвящён беглому представлению авторского взгляда на вопросы защиты экономических агентов и обеспечения устойчивости и конкурентоспособности корпоративных структур и хозяйственных систем.


  1. 15 декабря Банк России впервые предписал Московской бирже приостановить торговлю фьючерсными контрактами на индекс РТС для некоторых участников торгов. Фактически это было шагом отчаянья, которым ЦБ РФ панически пытался избежать манипулирования рынком. Только ни к какой стабилизации это не привело, а игроки рынка ещё увидели в этих действиях попытку ограничить рыночное поведение участников торгов.
  2. Впрочем, самым главным шоком для финансового рынка стало повышение на следующий день ключевой ставки сразу до 17% годовых (единоразово +6,5%). Как объяснил ЦБ, решение было принято из-за возросших девальвационных и инфляционных рисков. Причём оно было принято ночью, что напомнило нехорошие события августа 1998 года, но, к счастью, по значимости до дефолта оно всё же не дотягивает. Тем не менее, настораживает то, что Банк России явно не способен даже предположить, что существуют альтернативные варианты воздействия на финансовый сектор и стабилизации экономики.
  3. Резкое повышение ключевой ставки привело к откровенной панике на валютном рынке и рекордному падению национальной валюты. Примечательным фактом стало то, что обменники стали закупать пятизначные табло курсов валют, потому что возникли опасения, что четырёхзначные (два числа на целую и два числа на дробную часть) просто скоро не смогут вмещать официальный курс евро. Всё это воспринимается как некая забавная история, но вот для банков это, действительно, неприятный момент, так как влечёт незапланированные расходы.
  4. Как все помнят, с 10 ноября 2014 года Банк России официально объявил о переходе к режиму плавающего валютного курса. Однако на ушедшей неделе он был вынужден официально признать, что с начала декабря потратил на поддержание курса рубля более 10 миллиардов долларов в рамках экстренных интервенций. Таким образом, сжигание золотовалютных резервов России продолжается, а единственным изменением после отмены валютного коридора стал лишь рост волатильности курса рубля, который приносит радость разве что валютным спекулянтам. В итоге не очень понятно, продолжает ли руководства ЦБ считать свои шаги по либерализации курсообразования удачными и своевременными.
  5. Тем не менее, как раз в тот момент, когда экстренные интервенции рынку бы не помешали, а именно во вторник 17 декабря, как раз после ночного повышения ключевой ставки, Банк России от них воздержался. Складывается впечатление, что руководство регулятора действует просто невпопад, хотя уж шок после резкого внепланового повышения ключевой ставки можно было без проблем предугадать.
  6. В подобных условиях, когда ЦБ осуществляет экстренные интервенции по какой-то непонятной схеме, Министерство финансов РФ решило взять инициативу в свои руки и объявило о начале распродажи своих валютных остатков. Фактически речь идёт о том, что интервенции теперь осуществляет не ЦБ РФ, а Минфин. При этом Минфин заявил, что нынешние курсы доллара и евро к рублю они считают крайне завышенными, так что, вероятно, предполагают ещё заработать на курсовой разнице.
  7. Ожидаемым следствием проблем российской экономики стало то, что из 13 российских бизнесменов, на начало года входивших в список 100 богатейших по версии «Bloomberg Billionaire Index», сейчас осталось лишь 6. Дело в том, что за неполный год их состояние снизилось на 63 миллиардов долларов. Аналогичная ситуация была и в 2008 году, когда из-за финансового кризиса произошло падение капитализации активов. Теперь, по понятным причинам, может получиться статистическая иллюзия улучшения ситуации с имущественной дифференциацией, потому что стоимость собственности богатой верхушки временно снизилась, а значит уменьшился и их разрыв с бедными низами. К сожалению, это не означает, что жизнь бедной части населения реально улучшилась, но чисто статистически проблема расслоения до определённой степени теперь будет казаться менее острой. Остаётся надеется, что ни один политический деятель не наберётся цинизма преподнести это как некое достижение российской экономики.
  8. На фоне таких ярких внутренних событий как-то незаметно прошло заявление Болгарии, которая обозначила намеренье выдать все необходимые для реализации проекта «Южный поток» разрешения. Об этом сказал премьер-министр Болгарии Бойко Борисов. Правда ввиду уже вполне официальных заявлений и руководства «Газпрома» и руководства России о сворачивании данного проекта остаётся непонятным, есть ли хотя бы теоретические шансы вернуться к обсуждению данного проекта.
  9. Возвращаясь к главному ньюсмейкеру последнего времени Банку России, стоит отметить, что группа депутатов от фракции «Справедливая Россия» внесла в Госдуму законопроект о сменяемости руководства Центрального банка РФ. В документе предлагается расширить полномочия Госдумы при вопросе досрочного освобождения членов совета директоров ЦБ от должности. Это чем-то напоминает средневековые теософские споры вокруг того, что делать с Папой римским, если он впадёт в ересь, а главное может ли наместник бога на земле в принципе впадать в ересь. Фактически речь идёт о том, что начата публичная дискуссия по поводу снижения степени независимости ЦБ, что ввиду последних достаточно странных решений этого финансового института в общем-то не лишено смысла.
  10. Хорошей новостью можно считать то, что Госдума досрочно приняла закон о банкротстве физлиц, который уже давно пылится и ждёт подписания. Данный нормативный акт поможет решить проблемы многих закредитованных и несправившихся с кредитами граждан России, которые в настоящий момент не имеют никаких перспектив решения своих проблем.
  11. В конце неделе также стало известно, что достигнута договорённость между Беларусью и Россией по поводу фиксации экспортных цен на продовольственные товары в долларах. Это не очень хорошая новость для РФ, потому что означает перенос инфляционного потенциала от обесценения рубля и на продовольственные поставки из Белоруссии, однако саму Белоруссию тоже можно понять, потому что они фактически защищаются от импортирования российской инфляции.