Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Заседание Совета Безопасности РФ 22 сентября 2016 года

Дата публикации: 22.09.2016

22 сентября 2016 года, Президентом России Владимиром Путиным было проведено заседание Совета Безопасности РФ, которое было посвящено вопросам совершенствования государственной региональной политики. Членами Совбеза были рассмотрены цели, приоритеты и задачи государственной региональной политики, а также пути активизации самостоятельного развития субъектов Российской Федерации. Особое внимание было уделено вопросам сбалансированности бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований, развития их доходной базы, продолжения совершенствования межбюджетных отношений.


Последний раз вопросы регионального развития на уровне Совета Безопасности РФ поднимались около двадцати лет назад — в 1996 году. В своём вступительном слове Владимир Путин отметил достигнутые за это время успехи, однако обозначил и существующие проблемы:

«…процесс формирования устойчивой системы федеративных отношений и эффективного местного самоуправления пока нельзя назвать завершённым. Сохраняются риски, связанные с несбалансированностью бюджетной системы, диспропорциями в территориальном развитии и на рынке труда. Немало проблем остаётся в образовании, здравоохранении, культуре. А мы с вами пониманием: это те сферы, которые обеспечивают единство экономического и социального пространства нашей страны. Не говоря уже о том, что их состояние — так же как и состояние экономики — прямо влияет на социальное самочувствие граждан.

Отмечу и то, что по-прежнему заметна разница в экономическом развитии регионов, не преодолена тенденция стягивания экономики в центральные районы страны. Это приводит к диспропорциям в бюджетной обеспеченности, а как результат — к разрыву в уровне доходов, социальных гарантий людей, живущих в разных субъектах Российской Федерации.

При этом скачки данных показателей наблюдаются даже в пределах одного федерального округа. Общие доходы пяти самых богатых и самых бедных регионов различаются в 43 раза. А если взять самый богатый и самый бедный — даже и говорить не буду, там вообще в сотни раз.»

Отдельно стоит отметить озвученные Президентом показатели, в частности, соотношение общих доходов пяти самых богатых и самых бедных регионов страны. Это показатель, построенный на распространённом принципе методов оценки неравенства доходов, но напрямую широко не использующийся в экономической науке именно в таком виде: пять к пяти и применительно к регионам. Возможно это является частью системы оценки и государственного мониторинга состояния национальной безопасности, разработка которой частично была проделана аппаратом Совета Безопасности РФ в конце 2015 года, а частично заказана весной 2016 года у Финансового университета при правительстве РФ.

В связи с наличием этих до сих пор не решённых проблем, была констатирована необходимость уточнения приоритетов и задач региональной политики на современном этапе. С этой целью правительством России был разработан проект основ государственной политики регионального развития России до 2025 года, который и был рассмотрен на данном заседании Совета Безопасности.

В своём выступлении, Владимир Путин выделил основные принципиальные моменты данного документа:

«Первое. Важно определить в новом документе экономические механизмы, которые помогут более полно реализовывать производственный, научно-технологический, образовательный, предпринимательский потенциал регионов, гибко использовать их конкурентные преимущества, создавать новые точки роста и тем самым обеспечить поступление в бюджет дополнительных доходов. Только такой подход позволит добиться снижения различий в экономическом и социальном развитии регионов, создать условия для повышения качества жизни на всей территории России для наших людей.

Второе. Нам необходимо совершенствовать систему межбюджетных отношений, добиться устойчивого финансового обеспечения полномочий органов власти субъектов Федерации и муниципалитетов.

Субъекты Федерации и муниципальные образования должны добиваться сбалансированности своих бюджетов. Надо более грамотно использовать налоговые инструменты, с тем чтобы создавать условия для развития экономики и увеличения валового регионального продукта.

В свою очередь на федеральном уровне нужно совершенствовать систему целевых субсидий и дотаций, следить и анализировать, насколько эффективно они используются регионами. И конечно, важно предлагать решения, которые повысят самостоятельность регионов и муниципалитетов в вопросах развития своей налогооблагаемой, доходной базы.

Далее. Нужно обеспечить координацию федеральных, региональных программ, направленных на развитие территорий. Разумеется, это касается и инвестиционных планов компаний с госучастием, крупных частных предприятий. Иными словами, все привлекаемые на то или иное направление ресурсы должны таким образом концентрироваться, чтобы создавать так называемый синергетический эффект.»

Таким образом, было выделено три ключевых ориентира регионального развития:

  1. Стимулирование развития экономического потенциала регионов.
  2. Совершенствование системы межбюджетных отношений с целью повышения финансовой самодостаточности регионов.
  3. Координированное развитие регионов с целью получения синергетического эффекта.

Ключевым направлением было признано второе, то есть тема межбюджетных отношений. Было заявлено о намеренье рассмотреть её на отдельном совещании с участием представителей и Правительства, и регионов России.

В свою очередь, Секретарь Совета Безопасности РФ Николай Патрушев так подвёл итоги данного заседания:

«Это вопрос плановый, так как последний раз вопросы региональной политики рассматривались Советом Безопасности в 1996 году. Прошло значительное время. Если раньше мы говорили о защите территориальной целостности, всё это достигнуто. Тем не менее, проблем в региональной политике достаточно много. И с точки зрения экономики, и с точки зрения качества жизни. Поэтому Правительство подготовило проект Основ государственной политики регионального развития. Мы его сегодня рассматривали. В целом документ подготовлен качественно, но внесены конкретные предложения. Будет доработка документа, который будет до 1 ноября представлен на утверждение Президента. Кроме того, будет подготовлен план реализации этих Основ. В частности, будут включены такие предложения, как повышение роли Совета Федерации, Государственной Думы в вопросах регионального развития, вопросы подготовки кадров для региональной и муниципальной власти.»

В целом, можно констатировать, что экономическая безопасность многих регионов Российской Федерации находится на довольно низком уровне, а в последние годы из-за низкой устойчивости региональной экономики к кризисным явлениям даже демонстрирует тенденцию к снижению. Поднятие данной темы на уровне Совета Безопасности свидетельствует об остроте данной проблемы, а подготовка основ государственной политики регионального развития России о намеренье активизировать работу в данном направлении.