Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Мысли об экономической безопасности № 73

Дата публикации: 22.02.2016

Семьдесят третий выпуск колонки, содержащей тезисное изложение различных мыслей на тему экономической безопасности, которые прямо или косвенно перекликаются с событиями последнего времени. Материал посвящён беглому представлению авторского взгляда на вопросы защиты экономических агентов и обеспечения устойчивости и конкурентоспособности корпоративных структур и хозяйственных систем.


  1. Наиболее ярким событием ушедшей недели являются переговоры нефтедобывающих стран, на которых они попытались договориться о заморозке текущих объёмов добычи, чтобы стабилизировать ситуацию с ценами.
  2. Всё началось в Катаре, где проходила встреча главы Минэнерго РФ и участников ОПЕК. На этой встрече они договорились заморозить добычу нефти на уровне 11 января 2016 года. Это первое соглашение было достигнуто между Россией, Саудовской Аравией, Венесуэлой и Катаром. Однако условием его выполнения было присоединение других государств к соглашению.
  3. Далее о готовности присоединения к соглашению объявили Иран, Ирак и Кувейт, а вот, например, Азербайджан отказался замораживать добычу нефти вслед за Россией и некоторыми членами ОПЕК. То есть говорить о консолидации явно не приходится.
  4. Впрочем, главной проблемой оказалась позиция Ирана, так как он хоть и выразил заинтересованность в подобном соглашении, но сам не будет снижать свою долю на рынке нефти. Дело в том, что Иран итак долгое время отсутствовал из-за наложенных санкций на мировом энергетическом рынке, поэтому сейчас активно возвращает себе утраченную долю. В таких условиях он не готов искусственно ограничивать своё присутствие на рынке. Позиция Ирана сводится к тому, что когда он находился под санкциями, другие производители усиленно наращивали объёмы производства углеводородов, поэтому сейчас он не считает логичным замораживать собственную добычу нефти для того, чтобы удержать цены от падения.
  5. Также эти переговоры высветили и политические разногласия Ирана и Саудовской Аравии. В частности, Иран считает недостаточным заключение глобального соглашения о замораживании уровня добычи нефти для поддержания приемлемых цен и выступает за то, чтобы крупнейшие нефтедобытчики не просто заморозили объёмы, но и снизили их. В первую очередь, это предложение Ирана было направлено в сторону Саудовской Аравии. Однако королевство заявило об отсутствии готовности сокращать добычу нефти.
  6. Дилемма «замораживать или сокращать» в действительности намного важнее. Дело в том, что если считать объёмы добычи 2015 года итак чрезмерными, то следует понимать, что заморозка на уровне января 2016 года в конечном счёте приведёт к росту относительно 2015 года. То есть заморозка как мера лишь ограничит рост показателя среднегодовой добычи, но не уменьшит его и не сделает его равным или тем более меньшим по сравнению с предыдущим годом. Иными словами, либо рынок должен начать потреблять добываемый объём нефти, либо нефтедобывающие страны всё-таки должны начать договариваться не просто о заморозке, но а сокращении объёмов добычи.
  7. Позже, власти Нигерии также поддержали план стран ОПЕК и России по заморозке добычи нефти на уровне января 2016 года. Однако вместе с этим Нигерия высказала предложение о предоставлении льготных условий Ираку и Ирану, которые долгое время не присутствовали на рынке. Льгота предполагается в виде повышенного порога заморозки, то есть этим нефтедобывающим странам будет оставлено пространство для наращивания добычи относительно текущих уровней, тогда как все остальные страны будут выполнять заморозку на уровне 11 января 2016 года.
  8. Вариант с льготными условиями для Ирана и Ирака представляется наиболее логичным и компромиссным, однако пока остаётся непонятным, насколько он нашёл понимание у основных участников переговоров. Особенно вызывает опасение позиция Саудовской Аравии, у которой, как известно, с Ираном сейчас имеются крайне напряжённые политические отношения. Есть опасения, что Саудовская Аравия воспринимает низкие нефтяные цены и конкурентную борьбу с Ираном за долю рынка в том числе и в контексте политического противостояния, где целесообразность определяется не только чисто экономическими факторами.
  9. По словам главы Минэнерго России Александра Новака, консультации о присоединении стран к инициативе по заморозке добычи нефти на уровне января 2016 года должны закончиться к 1 марта. То есть остаётся ещё около недели, в течение которой ситуация может достаточно сильно поменяться.
  10. При этом, важно отметить, что по словам замглавы Минэнерго России Анатолия Яновского, инициатором заморозки добычи углеводородов является Венесуэла. Утверждается, что она на протяжении последних месяцев страдала от низких цен на нефть и всё время поднимала вопрос о принятии соответствующих мер. Это похоже на правду, так как именно в Венесуэле сейчас самая сложная экономическая ситуация из всех нефтедобывающих стран. Однако именно здесь и кроется опасность, так как возможно что все остальные нефтедобывающие страны просто ещё не созрели до решения о заморозки, поэтому в итоге могут не достичь соглашения.
  11. Тем не менее, уже на протяжении нескольких заседаний Совета Безопасности РФ вопросы ситуации на мировых рынках регулярно входят в повестку дня. То есть и для России нефтяные цены являются серьёзной проблемой, регулярно обсуждаемой на высшем уровне.
  12. На фоне этого, Минэнерго России приготовило стресс-сценарий развития нефтяной отрасли. Согласно документу, добыча сырой нефти в стране в 2020-2025 годах упадёт до 460 миллионов тонн в год, или на 14% по сравнению с 2015 годом (525 миллионов тонн). То есть низкие цены на нефть, согласно прогнозу, должны привести к некоторой стагнации отрасли. В итоге, всё это к 2035 году приведёт к тому, что стоимость нефти может превысить 100 долларов за баррель, вероятно, из-за инвестиционного разрыва и последующего кризиса.
  13. Однако есть угрозы и другой части российского энергетического сектора. В частности, на ушедшей неделе Еврокомиссия представила новую версию проекта о создании энергетического союза, призванного снизить зависимость европейских стран от газа из России. Фактически документ предлагает обеспечить безопасность несколькими методами, в частности, повысить роль Еврокомиссии при согласовании контрактов. То есть в ответ на российскую монополию Еврокомиссия готовит монопсонию.
  14. Низкие цены на нефть сказываются и на американском нефтедобывающем секторе, который расцвёл в период высоких цен. В частности, число нефтяных буровых установок в США сократилось до шестилетнего минимума — 413 штук. Только за последнюю неделю было закрыто 26 установок. Поскольку одной из версий падения нефтяных цен и нежелания ОПЕК останавливать этот процесс был было как раз желание раздавить американский внутренний рынок, то возможно эта информация заставит ОПЕК считать, что цель уже достигнута.
  15. Долгожданное развитие получила и сага с украинским долгом перед Россией. Предварительного досудебного соглашения достигнуть не удалось, поэтому на прошедшей неделе, 17 февраля, Россия всё-таки подала в Высокий суд Лондона иск по взысканию с Украины долга в три миллиарда долларов.
  16. Украинская сторона заявляет о намеренье решительно отстаивать свои права в Высоком суде Лондона. Это официальная позиция Украинского Минфина. Ну а МИД Украины предпочитает более тенденциозные заявления, говоря, что данный кредит является «взяткой и по форме, и по содержанию». При этом, не понятно, почему Украина была готова его реструктурировать на льготных условиях. То есть позиция Украины выглядит крайне непоследовательно.
  17. Интересная статистика была получена в отношении российского закона о банкротстве физических лиц. Дело в том, что в арбитражные суды с октября 2015 года поступило 4 тысячи заявлений о банкротстве физических лиц. То есть фактически можно констатировать, что данный механизм пока является нерабочим. С одной стороны, он не помогает банкам фиксировать потери и закрывать безнадёжные долги, с другой, закредитованная часть населения не использует его для снятия с себя кредитного бремени.
  18. Ещё одной тревожной новостью в отношении ситуации с экономической безопасностью России является то, что согласно заявлению помощника главы Россельхознадзора Алексея Алексеенко, качество хлеба в РФ падает. По его словам, сейчас некоторые компании пытаются добиться разрешения на использование зерна пятого класса (фуражного зерна) для производства хлеба. То есть производители хлеба намерены сдерживать сократить издержки за счёт понижения качества сырья. Это непосредственная угроза продовольственной безопасности, на которую правительство обязано жёстко отреагировать, так как хлеб, в отличие от какого-нибудь хамона, как раз является критически важным товаром.