Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Налоговый манёвр в нефтяной отрасли и его риски для российской экономики

Дата публикации: 20.10.2013

Некоторое время назад, российские власти приняли решение изменить структуру налогообложения нефтяной отрасли. Речь идёт о том, чтобы в течение 2014-2017 годов постепенно увеличивать налог на добычу полезных ископаемых, при одновременном сокращении пошлины на экспорт нефти на такую же величину. Предполагается, что эти меры должны повысить чистые налоговые доходы на 175 млрд руб., так как лишь около 50% российской нефти идёт на экспорт, а НДПИ распространяется на весь объём нефтедобычи в стране. Данный шаг представляется достаточно противоречивым, так как его возможные последствия могут серьёзна нарушить целевые ориентиры российской экономической политики, особенно в отношении инфляции.


Очевидно, что данный налоговый манёвр оставит неизменной маржинальность экспортируемой нефти, но снизит её для внутреннего рынка. В итоге нефтедобывающие компании, стремясь удержать показатели чистой прибыли на прежних значениях, будут увеличивать экспорт за счёт снижения объёмов реализации на внутреннем рынке и/или повышать цены на внутреннем рынке. Оба этих процесса в конечном итоге способствуют повышению цены на нефтепродукты внутри России.

Рост цен на энергоресурсы должен породить мультипликационный эффект, который разгонит темпы потребительской инфляции, так как отразится практически на каждом этапе создания добавленной стоимости. Не очень понятно, как Министерство финансов, которое традиционно очень трепетно относится к всему, что касается инфляции, решилось допустить подобные шаги. Вероятно, прогнозируемые выгоды от этого налогового манёвра оцениваются выше, чем возможные потери национальной экономики от увеличения роста цен.

Однако также следует отметить, что подобный манёвр приведёт к выравниванию цены на энергоресурсы для внутреннего и внешнего рынков, а значит будет способствовать снижению конкурентоспособности национального производства по сравнению с иностранным. На фоне итак достаточно тяжёлых последствий для ряда отраслей от присоединения России к ВТО, этот дополнительный фактор, играющий против отечественного производителя, явно будет не очень уместен.

Вероятно, на фоне пессимистических настроений правительства, более-менее реальный прирост нефтяных налоговых сборов на 175 млрд руб. представляется достаточным поводом для того, чтобы рискнуть. Остаётся только надеется, что ущерб национальной экономики всё-таки не превысит эту сумму, сведя её к нулю или вообще выдав отрицательный совокупный результат.