Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Мысли об экономической безопасности № 42

Дата публикации: 20.07.2015

Сорок второй выпуск колонки, содержащей тезисное изложение различных мыслей на тему экономической безопасности, которые прямо или косвенно перекликаются с событиями последнего времени. Материал посвящён беглому представлению авторского взгляда на вопросы защиты экономических агентов и обеспечения устойчивости и конкурентоспособности корпоративных структур и хозяйственных систем.


  1. Достижение соглашения по иранской ядерной программе привело к падению цен на нефть, которое повлекло за собой падение рубля, в частности, сразу курс доллара вырос на 59 копеек до 57,11 рубля, а евро на 31 копейку до 62,5 рубля. Тем не менее, несколько последующих дней показали, что рынок этим закончил отыгрыш данной новости. Действительно, возвращение Ирана на мировой нефтяной рынок может повлечь за собой снижение цен на нефть, однако не стоит ожидать, что это произойдёт быстро, так как требуется как возобновление добычи, так и восстановление логистических каналов, которые были свёрнуты в начале 2000двухтысячных.
  2. Определённый интерес представляет информация, что Банк России впервые с начала наблюдений за состоянием фальшивомонетничества в РФ обнаружил поддельные казахстанские тенге. Во втором квартале 2015 года были найдены две такие купюры. Разумеется, это не самый лучший показатель для отслеживания активизации интеграции национальных экономик, но в своём роде уникальный. Если в Россию стали попадать поддельные тенге, то интеграция с Казахстаном идёт уже и на уровне теневых сфер экономики.
  3. Ослабление рубля привело к тому, что для отдельных компаний стал эффективным перенос производства в Россию. В частности, стало известно, что французская фармацевтическая компания Sanofi в 2016 году начнёт экспорт инсулина из России в Германию. Девальвация рубля сделала привлекательной эту схему работы для отдельных международных предприятий, так что возможно это станет драйвером привлечения инвестиций в высокотехнологичные производства, которые, с одной стороны, слишком издержкоёмки для сохранения в развитых странах, с другой, слишком сложны для переноса в многие отсталые или развивающиеся государства.
  4. Как стало известно, предложение Германа Грефа о введении ограничения на получение в одни руки страховых выплат по вкладам не нашло одобрения в правительстве после рассмотрения. Это хорошая новость, так как данная инициатива скорей защищала интересы Сбербанка, чем банковской системы в целом и тем более населения страны (подробнее см. «Сомнительность идеи ограничения числа страховых выплат по вкладам»).
  5. История с дефолтом Греции, судя по всему, приходит к своему логическому завершению. Референдум и последующие переговоры об изменении условий продолжения кредитной поддержки привели просто к смягчению требований кредиторов и откладыванию проблемы примерно на три года. Греция получит новый кредит, который вряд ли сможет изменить структуру её бюджета и национальной экономики. Ну а через три года, когда закончится срок этой программы поддержки, вполне можно ожидать следующей серии переговоров.