Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Мысли об экономической безопасности № 55

Дата публикации: 19.10.2015

Пятьдесят пятый выпуск колонки, содержащей тезисное изложение различных мыслей на тему экономической безопасности, которые прямо или косвенно перекликаются с событиями последнего времени. Материал посвящён беглому представлению авторского взгляда на вопросы защиты экономических агентов и обеспечения устойчивости и конкурентоспособности корпоративных структур и хозяйственных систем.


  1. Одной из наиболее важных тем в контексте экономической безопасности России на прошлой неделе была ситуация вокруг действий Саудовской Аравии по выходу на европейские энергетические рынки, традиционно являющиеся вотчиной РФ. Компании Shell, Total и Eni, а также европейское подразделение американской Exxon наращивают закупки саудовской нефти для своих нефтеперерабатывающих заводов в Европе и Средиземноморье. При этом, как заявляется, главным фактором при выборе поставщика является цена, а не антироссийские санкции. Фактически Саудовская Аравия продолжает свою стратегию низких цен, посредством которой теперь уже хочет не только разорить американских сланцевых нефтедобытчиков, но, судя по всему, и выйти на новые рынки. Борьба идёт даже не в политической сфере санкций, а чисто экономическими ценовыми инструментами, то есть простым демпингом, который, вследствие более низкой себестоимости, может себе позволить Саудовская Аравия.
  2. В контексте этого примечателен октябрьский отчёт Организации стран-экспортёров нефти, согласно которому ОПЕК ожидает в первой половине 2016 года уход с рынка ряда игроков, что будет способствовать росту спроса на их нефть и стабилизации цен во второй половине 2016 года. То есть ожидать, что страны ОПЕК вдруг решат до этого момента приступить к активному регулированию цен не стоит. Они явно намерены наоборот ценовой конкуренцией выжечь рынок и во втором полугодии 2016 захватить освободившееся пространство (подробнее см. «Ожидания ОПЕК в отношении стабилизации нефтяных рынков в 2016 году»).
  3. Кроме того, в 2016 году может наконец-то начать работать иранский фактор давления на нефтяные цены. Дело в том, что 18 октября 2015 года вступил в силу договор по ядерной программе Ирана, подписанный три месяца назад Тегераном и «шестёркой» международных переговорщиков в Вене. Это означает, что все стороны должны будут приступить к выполнению взятых на себя обязательств. Иран должен законсервировать тысячи центрифуг и ликвидировать 95% запасов обогащённого урана, а также модернизировать реакторы, ну а США и Европа, в свою очередь, должны подготовиться к отмене санкций. Само же снятие санкций произойдёт только после того, как Иран выполнит свою часть договорённостей. США и Евросоюз уже приняли соответствующие законодательные базы, обеспечивающие снятие санкций, так что процесс пошёл.
  4. Угроза утраты влияния для России есть и на европейском рынке газа, так как Литва, Латвия, Эстония и Польша достигли соглашения о строительстве газопровода, который протянется из Польши в Литву. Планируется, что газопровод будет сооружён к декабрю 2019 года и обеспечит энергетическую независимость прибалтийских стран.
  5. Продолжается и сага с Украинским долгом перед Россией. На ушедшей неделе глава правительства Украины Арсений Яценюк снова пошёл на подогревание ситуации и заявил, что если до 29 октября Россия не согласится на предложенные Киевом условия реструктуризации долга, то для того, чтобы вернуть свои деньги, ей придётся идти в суд. По большому счёту, РФ уже официально заявляла о готовности судиться с Украиной, поэтому ничего нового в этом ультиматуме Украинского правительства нет. Фактически 29 октября является критической точкой не столько для России, сколько для Украины, которая, пойдя на дефолт по суверенному, а не коммерческому долгу, может полностью лишиться финансовой поддержки Международного валютного фонда.
  6. При этом, Украина одновременно с жёсткими заявлениями в адрес России выступила с просьбой к иностранным инвесторам удвоить финансовую поддержку с 7,5 до 15 миллиардов долларов. Министр финансов Украины Наталья Яресько заявила, что у Украины есть все основания рассчитывать на увеличение поддержки, так как одним из таких оснований являются Минские соглашения. Возможно это является попыткой получить до судебного конфликта с Россией наибольший объём выплат, так как после этого финансовые поступления могут прекратиться на неопределённое время.
  7. В свою очередь, президент РФ Владимир Путин заявил, что вместо того, чтобы менять всю систему взаимоотношений кредиторов с должниками, МВФ мог бы предоставить Украине дополнительный кредит в 3 миллиардов долларов, чтобы она могла погасить свой долг перед Россией. Пока всё похоже на то, что какого-либо прогресса в переговорах между Россией и Украиной не происходит, так что либо ситуация будет в экстренном порядке разрешена в самый последний момент, либо Украине, действительно, придётся готовиться к прекращению финансовой помощи МВФ, судебным разбирательствам с Россией и серьёзным финансовым проблемам на протяжении всего этого периода.