Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Инфраструктурные причины морского пиратства в Сомали

Дата публикации: 19.07.2014

Сомали является абсолютным лидером среди всех стран по количеству разбойных нападений на море. Так, из всех 264 пиратских нападений в 2013 году 249 произошло именно на территории этого государства. Традиционно борьба с этим явлением осуществлялась посредством содержания флота патрульных кораблей, однако некоторое время назад экономистами был предложен потенциально более эффективный способ, заключающийся просто в развитии инфраструктуры самых неблагополучных в этом отношении регионов.


Исследователи пришли к выводу, что местные жители и власти поддерживают пиратов только при отсутствии иных источников дохода. Обычно сомалийские кланы получают прибыль, предоставляя торговцам разрешения и взимая поборы на блокпостах и в гаванях. Это даёт им постоянный источник дохода от вполне мирной экономической деятельности, однако иногда «защита» пиратов становится более привлекательным делом.

Учёными были нанесены на карту места стоянки всех судов, захваченных за период 2005-2012 годов. В итоге, выяснилось, что большинство пиратских стоянок располагается в районах, удалённых от торговых путей и гаваней, в частности, на побережье Пунтленда и Центрального Сомали. Крупные же порты, такие как Бербера, Могадишо или Кисмайо, не попадали в сводки о похищенных судах. Кроме того, в бедных районах интенсивность пиратских рейдов резко возрастала перед местными выборами или перед порой их заменяющими вспышками вооружённой борьбы за власть.

Таким образом, в Сомали сложилась ситуация, хорошо описанная на примере Италии и Тайваня, где местные политики за определённую мзду покрывают действия криминалитета, когда им срочно необходимы средства для реализации своих политических амбиций. Однако как только экономическая ситуация становится немного лучше, местные элиты бросают пиратов.

Исходя из этого, можно сформулировать рецепт борьбы с пиратством, который заключается в развитии инфраструктуры, в частности, постройке дорог и гаваней, которые смогут дать удалённым районам доступ к торговым путям. В результате этого, местные элиты добровольно откажутся от поддержки пиратов и даже примут участие в борьбе с ними.

Есть и вполне конкретные кейсы. Например, в 2005-2008 годах город Босассо (Пунтленд) был одним из центров пиратского промысла, но после того, как в 2009 году был снят запрет на экспорт продуктов животноводства, таможенные пошлины стали существенной частью местного бюджета. В результате, поддержка пиратства быстро прекратилась, так как она влечёт за собой существенные риски, и если есть достойная альтернатива, то местные элиты с радостью переходят на более мирные источники получения приемлемой прибыли.

(Использованы материалы Lenta.ru.)