Защита стратегических объектов РФ от приватизации
Дата публикации: 19.01.2014
По мнению руководителя Следственного комитета России Александра Бастрыкина, которое он высказал на «Деловом завтраке» в «Российской газете», на часть государственных активов РФ могут претендовать иностранные инвесторы. По его словам, зачастую лица, претендующие на государственные активы, находятся далеко за пределами России, и руководствуются далеко не интересами её благосостояния.
Он принципиально не исключил полезность приватизации, но выступил за контроль этого процесса, приведя некоторые статистические данные:
Но я хотел бы привести такие данные, которые почему-то у нас не звучат: в Финляндии — 25 или 30% госсобственности в промышленности, во Франции — 40%. Есть ещё целый ряд стран, где никто не гонится за какой-то абсолютной приватизацией. Каждая страна имеет собственный путь экономического развития, который учитывает не только экономические факторы, но и факторы психологии, исторических традиций.
СКР подготовил законопроект, по которому коррупционерам грозит жёсткая конфискация имущества — даже того, которое оформлено на родственников и знакомых. Претендент на покупку объектов государственной собственности не сможет совершить сделку анонимно и будет должен пройти проверку, в том числе со стороны спецслужб. Данный документ получил принципиальное одобрение со стороны Счётной палаты, ФСБ, МВД и ФАС.
Но главное заключается в том, что А. Бастрыкин оговорился о мерах защиты стратегически важных объектов от иностранных приватизаторов:
Мы хотели бы, чтобы государство, в том числе правоохранительные органы, по крайней мере ясно представляли, кто стоит за теми приватизаторами, которые будут выступать в этом качестве официально. Во-вторых, мы могли бы включить уголовно-правовые механизмы реагирования в тех случаях, когда эта приватизация, конкретно стратегических объектов, могла бы нанести ущерб нашему государству.
Сама по себе эта идея не нова и применяется многими развитыми странами. Так, в 1988 году Конгрессом США было принято «положение Эксона-Флорио», согласно которому президент страны получил полномочия запрещать любую сделку по слияниям или поглощениям американских компаний, если она представлялась ему угрожающей национальной безопасности. По большому счёту, подобный механизм защиты стратегических объектов и отраслей национальной экономической системы в России бы также не помешал.
(Использованы материалы РБК.)