Научный дневник № 63: Этические аспекты использования коммерческих источников данных при подготовке научных публикаций
Дата публикации: 18.12.2016
Некоторое время назад через обратную связь этого ресурса поступило предложение сотрудничества от одной компании, предоставляющей информационно-аналитическую систему. Подразумевалось, что автор должен будет написать некий обзор функциональности системы, попробовав её в действии. Однако поскольку данный проект имеет научный уклон, то рекламные или даже просто технические обзоры в его рамках не очень вписываются в изначальную идею. По этой причине в ответ на данное предложение были сформулированы несколько условий возможного сотрудничества, которые, по мнению автора, отвечают нормам научной этики и не превращают материалы с использованием коммерческих источников данных в скрытую рекламу каких-либо сервисов. В данной заметке как раз будут изложены эти принципы, которые позволят сохранить этическую чистоту научного исследования при использовании в нём данных с платной формой распространения.
Сразу следует отметить, что причины, которые заставляют соблюдать эти принципы, лежат в этической сфере, поэтому те, кто не считает приверженность научной этики обязательной, вряд ли смогут понять мотивацию исследователей, которые даже в случае финансово выгодных предложений отказываются от коммерческого сотрудничества и не пишут научных или около научных публикаций со скрытой рекламой каких-либо сервисов.
Само по себе использование в научной работе коммерческих источников данных абсолютно допустимо, к тому же с учётом того, что некоторая информация в принципе распространяется исключительно на платной основе. Грань, за которой лежит нарушение научной этики, проходит там, где специалист начинает отрабатывать некие условия соглашения с поставщиком данных в ущерб, во-первых, точности и ценности исследования, а во-вторых, его объективности в подаче фактов. Например, он публикует исследование, не представляющее какой-либо ценности, но необходимое для того, чтобы отчитаться перед поставщиком данных, а также он может допускать прямые искажения фактов или оценочные суждения, призванные привлечь внимание к источнику данных или даже сформировать у читателей положительное представление о поставщике данных для исследования.
Чтобы между исследователем и поставщиком данных не возникло каких-то недоговорённостей, следует с самого начала строить отношения на следующих условиях:
- Нет гарантии, что предоставляемые данные пригодны для научного исследования. По крайней мере для того, которое интересно исследователю и которое он готов и способен провести.
- Нет гарантии, что гипотезы, которые будут выдвинуты и проверены исследованием на предоставленных данных, будут подтверждены. То есть с научной точки зрения отсутствие результата тоже результат, но с точки зрения PR опровергнутые гипотезы означают отсутствие итогового исследования и отсутствие маркетингового эффекта.
- Нет понимания точных сроков завершения исследования и его публикации в научном издании, особенно в высокорейтинговом журнале, где научная экспертиза и срок ожидания зачастую доходит до года. В итоге, публикация может выйти вообще через года полтора с начала исследования.
- С точки зрения научной этики, в исследовании неприемлема любая рекламная информация в отношении источников данных. То есть если какая-то информационная система и используется, то она просто указывается как источник данных, но без каких-либо оценочных суждений в отношении потребительских качеств. Поставщик информационной системы при этом получает просто общий имиджевый эффект, не более.
На практике это означает следующие следствия из вышеприведённых условий:
- Специалист не может точно сказать, получится ли на основе каких-либо данных подготовить научное исследование. Он должен иметь возможность предварительно ознакомиться с данными и принять решение уже после этого.
- Даже если данные позволяют провести полноценное научное исследование, то его результаты могут оказаться отрицательными, то есть ни одно из предположений не подтвердиться, а значит в ряде случаев по итогу не будет никакого материала для публикации. Специалист не должен быть обязанным в любом случае подготовить какую-либо публикацию, даже если предварительно подтвердил возможность проведения исследования на основе предоставленных данных.
- Поскольку сроки публикации результатов исследования зависят не только от автора, он не может нести всей ответственности по данному вопросу и гарантировать их издания в конкретных временных рамках.
- Независимо ни от чего, специалист, проводящий исследование на базе каких-либо данных, не должен вставлять в научную публикацию скрытую рекламу поставщика этих данных, даже если он и испытывает к нему благодарность. Если у исследователя есть желание в явной форме публично высказать благодарность за предоставленные данные, то для этого есть устоявшаяся практика в виде вписывания их в конце аннотации в краткой форме, например, «Автор благодарит компанию *** за предоставление доступа к данным для исследования».
Если исследователь начинает отступать от этих принципов при сотрудничестве с поставщиком каких-либо данных, то в его случае имеет место нарушение научной этики. В свою очередь и сами поставщики платных данных должны понимать эту специфику сотрудничества с представителями научного мира и не пытаться склонить их к нарушению этических норм.
Также следует отметить, что всё это в такой же степени относится и к другим возможным вариантам предоставления авторам научных исследований каких-либо платных услуг или продуктов. Коммерческие источники данных — это просто частный случай. С незначительными поправками сюда же относятся платные инструменты анализа, например, специализированные программные пакеты и прочее.