Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Кто заработает на пирамиде Мэйдофа

Дата публикации: 18.12.2013

Перепечатка статьи © eyskov «Кто заработает на пирамиде Мэйдофа», опубликованной в сообществе «Истории о деньгах и людях» Живого Журнала. Статья посвящена рассказу о том, как протекает процесс возврата средств вкладчикам, пострадавшим от пирамиды Мэйдофа.


Бернард Мэйдоф — фото

На фото: Бернард Мэйдоф. Украл (много миллиардов долларов) — сел в тюрьму (на 150 лет)

Пирамида Мэйдофа стала крупнейшей подобной аферой в истории, от неё пострадали тысячи инвесторов, включая голливудских звёзд, банки, благотворительные фонды, университеты и крупные инвесткомпании. Общая сумма потерь составила многие миллиарды долларов. Удивительно, но часть этих средств всё ещё «живы» и размещены на различных тайных счетах, а также инвестированы в активы по всему миру. По решению суда $17 млрд должны быть возвращены вкладчикам.

После раскрытия преступления Мэйдофа началась настоящая охота на украденные у инвесторов деньги, возглавил которую юрист компании «Baker & Hostetler LLP» Ирвин Пикар, назначенный судом временным (ликвидационным) управляющим компании «Bernard L. Madoff Investment Securities». По состоянию на конец сентября 2013 года (более поздних данных пока нет) Пикар вернул в фонд (и договорился о возвращении) более $9,4 млрд, из которых $4,9 млрд уже ушли инвесторам.

Работа «финансового детектива» Пикара и его коллег с одной стороны, сложна и, может быть, даже в некоторой степени опасна, но с другой — весьма выгодна. Юридическая фирма «Baker & Hostetler», а также другие задействованные в деле Мэйдофа юридические, консалтинговые, бухгалтерские и прочие компании получают неплохое вознаграждение за свою работу. Так, только «Baker» за пять лет расследования заработала $464 млн, не считая оплаты расходов на деятельность, а различные консультанты положили в карман $278 млн. В общей сложности вознаграждение участников дела превышает $820 млн, а погашение их расходов на текущую деятельность составляет более $40 млн. Фактически, юристы и консультанты получают порядка 10% от возвращаемых инвесторам средств, естественно, за счёт самих инвесторов.

Ирвин Пикар — фото

На фото: Ирвин Пикар, главный специалист по поиску денег Мэйдофа. За пять лет заработал $464 млн для своей фирмы и $4,4 млн для себя. И вернул $9,4 млрд вкладчикам.

Но не только юридические конторы наживаются на расследовании «дела Мэйдофа». Собираемые Пикаром средства не сразу распределяются между подавшими иски вкладчиками, а какое-то время накапливаются, чтобы потом одним траншем выплатить значимые деньги. В период между платежами деньги хранятся на счетах в банках. Это не такие скромные суммы, как можно подумать. Согласно отчётности ведомства Пикара, на конец сентября на его счетах скопилось $4,57 млрд, из них $1,67 млрд в «Citibank» и $2,9 млрд в «JP Morgan Chase», причём три четверти этих средств инвестировано в американские государственные облигации. Прибыль банков от хранения найденных миллиардов составляет десятки миллионов долларов каждый год.

В ходе ликвидации обнаруженных инвестиций Мэйдофа команда Пикара превращает их в деньги, то есть продаёт паи фондов, акции и облигации на рынке, что приносит доход брокерам и биржам. А на работе самой ликвидационной комиссии зарабатывают почтовые и копировальные службы, Интернет-провайдеры, поставщики компьютерного и прочего оборудования, охранные конторы и т. д. Это тоже достаточно приличные деньги: например, только на перевозку и хранение материалов по делу уже потрачено более $250 тыс, а счёт за различные коммуникационные услуги перевалил за $1 млн.

Впрочем, самое впечатляющее — это не суммы возвратов и трат по делу, а степень подробности отчётности. Ликвидационная комиссия каждые шесть месяцев выпускает подробнейший отчёт (PDF-файл 898 килобайт) о проделанной работе, в котором на сотне с лишним страниц рассказывается о всех предпринимаемых шагах, ходе расследования, найденных и возвращённых средствах, их хранении и распределении среди вкладчиков. Кроме того, ликвидаторы поддерживают сайт, наполненный информацией о ходе поиска и возврата средств, а также о судебных разбирательствах и решениях, связанных с делом Мэйдофа. Интересно, когда мы сможем увидеть такие сайты и отчёты, например, о «деле Мастер-банка» или о расследовании деятельности крупных российских финансовых пирамид?