Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Некорректная трактовка нормативов минимальной обеспеченности населения РФ площадью торговых объектов со стороны региональных властей

Дата публикации: 18.09.2016

9 апреля 2016 года, правительством РФ было принято постановление № 291, установившее новые правила по количеству магазинов пешей доступности и других торговых точек в населённых пунктах России. Разработка нового постановления была необходима, поскольку действовавшие ранее нормативы, по словам заместителя министра промышленности и торговли России Виктора Евтухова, «перестали выполнять свои функции в качестве ориентира развития инфраструктуры розничной торговли». Тем не менее, после этого, возникла ситуация, когда на местах трактовка данного постановления оказалось неправильной: вместо минимальной допустимости полная достаточность. В итоге, Минпромторгом в органы исполнительной власти всех регионов было разослано специальное информационное письмо, разъясняющее, что сокращение доли малых торговых объектов до минимальных нормативов, установленных правительством, является недопустимым.


В письме, Виктор Евтухов подчёркивает, что недопустимо использование минимальных нормативов в качестве обоснования для сокращения существующих или недопущения открытия новых торговых объектов:

«Обращаю особое внимание, что нормативы устанавливают минимально допустимое количество торговых объектов, то есть определяют нижние пороги обеспеченности населения торговлей…

Это абсолютно неадекватная ситуация, когда для производителя в каком-то муниципалитете не хватает места на ярмарке.»

Новая версия нормативов примечательна тем, что в ней появилась категория магазинов местного значения (так называемых магазинов шаговой доступности) и нестационарных торговых объектов. Однако и сейчас существующие нормативы не покрывают все необходимые варианты торговых точек, поэтому в ближайшее время их планируется дополнить нормативной базой по минимальной обеспеченности населения торговыми местами по продаже продовольственных товаров на розничных рынках.

В целом, можно констатировать, что обеспечение нормативов инфраструктурной составляющей продовольственной безопасности на практике столкнулось с некорректной трактовкой нижних пороговых значений со стороны местных властей. То есть важной частью данного процесса должна стать не только подготовка правового обеспечения, но и работа по контролю за адекватностью понимания и правоприменения сформулированных положений.

(Использованы материалы Lenta.ru.)