Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Мысли об экономической безопасности № 94

Дата публикации: 18.07.2016

Девяносто четвёртый выпуск колонки, содержащей тезисное изложение различных мыслей на тему экономической безопасности, которые прямо или косвенно перекликаются с событиями последнего времени. Материал посвящён беглому представлению авторского взгляда на вопросы защиты экономических агентов и обеспечения устойчивости и конкурентоспособности корпоративных структур и хозяйственных систем.


  1. На прошедшей неделе, министр сельского хозяйства Александр Ткачёв заявил, что в ближайшее время Россия не будет отменять продовольственное эмбарго против Турции. Таким образом, всё больше высокопоставленные чиновники подтверждают то, что быстрого возврата к прежним отношениям с Турцией ожидать не стоит. В целом, это позитивная новость для российского сельского хозяйства, для которого продовольственное эмбарго играет роль важного фактора поддержки.
  2. Однако турецкая сторона всё же ведёт довольно активную работу по налаживанию экономических и политических отношений с Россией. Так, на той же неделе замминистры российского и турецкого внешнеполитических ведомств Алексей Мешков и Али Айдын обсудили восстановление двустороннего сотрудничества. Речь шла о политическом диалоге, торгово-экономическом и культурно-гуманитарном взаимодействии, а также условиях возобновления турпотока из России в Турцию. Тем не менее, вряд ли следует ожидать снятия специальных экономических мер по всем из этих направлений. Скорей всего, продовольственная составляющая санкций будет сохранена на неопределённый срок (подробнее см. «Нюансы отмены российских специальных экономических мер в отношении Турции в связи с изменением дипломатической ситуации»).
  3. Впрочем, новым фактором, способным повлиять на российско-турецкое сотрудничество, стала попытка государственного переворота. В политическом отношении она скорей наоборот толкнула Турцию в сторону России, но вот в экономическом создала некоторые риски для российских туристов, так что возобновление регулярного чартерного сообщения, вероятнее всего, будет отложено. Практически так и не успев толком разрешить, российским авиакомпаниям временно запретили выполнять регулярные рейсы в Турцию в целях обеспечения безопасности.
  4. В свою очередь, Александр Ткачёв в связи с этим лишний раз подтвердил долгосрочный характер продовольственных ограничений, заявив, что попытка военного переворота в Турции не повлияет на сроки возобновления поставок овощей и фруктов из республики, потому что вопрос об импорте турецких продуктов даже не рассматривается.
  5. На фоне всех событий вокруг и внутри Турции стало известно, что президент РФ Владимир Путин и турецкий лидер Реджеп Эрдоган проведут встречу в начале августа. Это сигнал перехода переговоров на высшей уровень, что свидетельствует о ключевом переломе ситуации в отношениях двух стран.
  6. Отвлекаясь от Турции, можно отметить, что на ушедшей неделе внезапно всплыла тема украинского долга перед Россией. Причём, в не удобном для Украины контексте. Фактически МВФ заявил, что он пока не располагает новыми документами по урегулированию задолженности Украины перед Россией и отметил, что совет фонда будет учитывать данный момент при рассмотрении вопроса о выделении Киеву очередного транша помощи. Всё это должно вынудить Украину к каким-то активным действиям, чтобы не получить статус неблагонадёжного кредитора. Поскольку официальная позиция Киева сейчас склоняется к отказу от уплаты данного долга, то можно ожидать ряда политических заявлений в отношении характеристики данного кредита как подкупа.