Мысли об экономической безопасности № 68
Дата публикации: 18.01.2016
Шестьдесят восьмой выпуск колонки, содержащей тезисное изложение различных мыслей на тему экономической безопасности, которые прямо или косвенно перекликаются с событиями последнего времени. Материал посвящён беглому представлению авторского взгляда на вопросы защиты экономических агентов и обеспечения устойчивости и конкурентоспособности корпоративных структур и хозяйственных систем.
- Украине удалось привести свой бюджет в соответствие требованиям МВФ, поэтому она имеет все шансы получить очередной кредит в размере 3,4 миллиарда долларов двумя траншами в рамках программы помощи объёмом 17,5 миллиарда долларов. То есть краткосрочные риски финансовой безопасности для Украины сняты, но остаются долгосрочные, касающиеся как общей закредитованности экономики, так и проблем с дефолтом по обязательствам перед Россией.
- Вместе с тем, стало известно, что Министерство финансов России намерено до конца января подать в Лондонский суд иск по долгу Украины. При этом Киев 13 января подтвердил, что готов провести с Москвой переговоры по реструктуризации задолженности, но с учётом прежнего опыта в конструктивную позицию Украины не очень верится. Пока не ясно, из-за чего позиция Киева по долгу перед Россией могла бы принципиально измениться.
- Также на ушедшей недели неожиданное заявление сделал координатор Госдепартамента по санкциям Дэниел Фрид. По его словам, введённые США против России санкции могут быть отменены уже в 2016 году. Объяснено это было тем, что Москва, по мнению США, настроена на дипломатическое решение ситуации на юго-востоке Украины путём выполнения минских соглашений.
- Однако санкции в настоящий момент являются далеко не главной проблемой российской экономики. Основная угроза её стабильности проистекает со стороны падающих нефтяных цен, чей уровень оказался существенно ниже всех заложенных в бюджет значений. В итоге, министр финансов РФ Антон Силуанов признал, что бюджет ещё не адаптировался к новым ценам на нефть. По его словам, в связи с этим предстоит принять ряд решений по изменению бюджетной политики, то есть осуществить секвестр расходов.
- Дополнительное давление на нефтяные цены оказывает снятие санкций с Ирана. На ушедшей неделе МАГАТЭ официально признала факт выполнения Ираном взятых на себя обязательств по ограничению своей ядерной программы. В итоге, это создало все условия для отмены санкций против исламской республики. После этого, госсекретарь США Джон Керри, а также глава дипломатии ЕС Федерика Могерини выступили с заявлениями о снятии с Ирана наложенных ограничений. Помимо экспортных ограничений, с Ирана также были сняты санкции в отношении системы межбанковских платежей SWIFT.
- В результате снятия санкций, Иран уже в ближайшее время собирается нарастить добычу нефти на 500 тысяч баррелей в сутки, а в обозримом будущем довести её до 1 миллиона. Всё это способствовало продолжению падения нефтяных цен на основные сорта.
- Тем не менее, в отношении антииранских санкций со стороны США далеко не всё так просто. В частности, фактически сразу после снятия санкций, наложенных из-за иранской ядерной программы, США заявили о намеренье наложить на исламскую республику новые экономические ограничения из-за иранской ракетной программы.
- Более того, США отменили лишь вторичные санкции против Ирана, связанные с запретом на ведение деловых отношений для физических и юридических лиц третьих стран, а вот ограничения для американских резидентов остались по-прежнему. Также не были разморожены иранские активы в США. То есть отмена мер экономического принуждения в отношении Ирана со стороны США в значительной степени носит фиктивный характер, так как главные ограничения под тем или иным предлогом остались.