Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Последствия ослабления рубля для туристического бизнеса

Дата публикации: 17.08.2014

Начало 2014 года отметилось существенным ослаблением рубля, сначала вызванным макроэкономическими, а потом и геополитическими факторами. В целом, девальвация национальной валюты могла принести для российской экономики ряд преимуществ, а главным и чуть ли не единственным макроэкономическим риском оставался лишь скачок инфляции, если зависимость РФ от импорта оказалась бы критической. Тем не менее, экономика обладает сложной многоуровневой структурой, поэтому малое количество общих макроэкономических угроз ещё не означает их отсутствие в большом количестве в отдельных отраслях. Именно жертвой отраслевых рисков от девальвации рубля и пал российский туристический бизнес.


Как известно, лето 2014 года отметилось каскадом банкротств крупных туроператоров: в июле о приостановке деятельности объявили фирмы «Нева», «Роза ветров Мир», «Экспо-тур», а в августе «Идеал-Тур», «Лабиринт», группа компаний «Интаэр» и «Нордик стар», а также «Ветер странствий». Фактически 2014 год оказался для туристического бизнеса более тяжёлым, чем даже кризисный 2009, и причины этого в значительной степени лежат как раз в сфере ослабления национальной валюты.

Ослабление рубля относительно базовых иностранных валют повлекло за собой автоматическое снижение его покупательной способности при конвертации в эти самые валюты, так как за такую же рублёвую сумму стало возможно купить меньшее количество иностранных денег. Всё это породило две деструктивные для туристического бизнеса тенденции:

  1. Снижение потребительского спроса на поездки за рубеж
  2. Снижение маржинальности туристических путёвок

Поскольку покупательная способность рубля, выраженная в иностранной валюте, снижалась быстрее, чем росли доходы россиян в рублёвом эквиваленте, то их реальные располагаемые доходы в иностранной валюте падали, а значит падал и их потребительский спрос на выезд за рубеж. То есть турфирмы столкнулись с падением спроса и сжатием ёмкости рынка, который итак был достаточно конкурентным.

Параллельно с этим турфирмы испытали проблему снижения маржинальности своих услуг, поскольку выручку от продаж путёвок в России они получали в рублях, а вот большую часть издержек по организации тура за рубежом несли в иностранной валюте. Всё из-за той же высокой конкурентности рынка в полной мере самортизировать эту просадку посредством повышения цен они не смогли.

Какое-то время фирмам ещё удавалось покрывать возникшие потери за счёт денег новых клиентов, но запаса прочности, как показывает практика, им хватило лишь на несколько месяцев, и летом кассовые разрывы достигли критических значений, что и привело к каскаду банкротств туроператоров в июле-августе 2014 года. Таким образом, ослабление рубля хоть и является неоднозначным фактором для экономики в целом, но для отдельных отраслей, плотно завязанных на покупательную способность национальной валюты, выраженной в иностранной, является однозначной макроэкономической угрозой.

К сожалению, нельзя сказать, что данные финансовые риски невозможно было спрогнозировать. В реальности, если бы туроператоры уделяли внимание комплексной корпоративной безопасности, учитывающей в том числе и глобальные экономические угрозы, то для многих из них финал мог бы оказаться не столь плачевен.

Кстати, факторы украинского кризиса и антироссийских санкций в контексте данной проблемы малосущественны, поэтому рассматривать их как причины проблем туристической индустрии всерьёз не стоит.