Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Реформа силового блока правительства России

Дата публикации: 17.04.2016

5 апреля 2016 года, Указом президента РФ № 156 были упразднены Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков и Федеральная миграционная служба, а их функции и полномочия были переданы Министерству внутренних дел. Всё это повлекло за собой довольно серьёзную перестройку структуры силовых служб, Совета Безопасности, а также появление новых государственных институтов в личном подчинении президента страны. Фактически можно констатировать, что это стало наиболее существенной реформой силового блока правительства более, чем за 10 последних лет.


Упразднение ФСКН и ФМС стало лишь началом, так как в след за этим Владимир Путин объявил о создании нового федерального органа исполнительной власти — национальной гвардии:

«Решения приняты: мы создаём новый федеральный орган исполнительной власти на базе внутренних войск МВД — создаём национальную гвардию, которая будет заниматься борьбой с терроризмом, борьбой с организованной преступностью, в тесном контакте с Министерством внутренних дел продолжит исполнять те функции, которые исполняли подразделения ОМОНа, СОБРа и так далее.»

В тот же день, Указом № 157 президент формализовал данное решение, а новый орган получил официальное название Федеральная служба войск национальной гвардии (ФСВНГ). Главой же национальной гвардии Указом № 158 был назначен Виктор Васильевич Золотов, а Указом № 159 он был введён в число постоянных членов Совета Безопасности РФ.

Однако на состоявшемся 8 апреле совещании президента с постоянными членами Совбеза, В. В. Золотов отсутствовал, равно как и Б. В. Грызлов. Позднее же данная ситуация получила объяснения в виде подписанного 11 апреля президентского Указа № 170, который выводил Золотова из числа постоянных членов СБ РФ, а Грызлова вовсе исключал из членов данного консультативного органа. То есть глава национальной гвардии стал обычным членом Совбеза, а не постоянным, а Грызлов вовсе был выведен из состава СБ.

Причём, если вывод Б. В. Грызлова из состава Совета Безопасности в последствии был официально объяснён сужением его специализации на вопросах урегулирования конфликта на юго-востоке Украины, то вот странные изменения статуса главы национальной гвардии официального объяснения не получили.

Также следует отметить, что поглощение ФСКН и ФМС Министерством внутренних дел носило далеко не просто формальный характер, так как главами образовавшихся подразделений МВД были назначены новые лица. Так, Указом № 183 от 13 апреля 2016 года президент РФ начальником Главного управления по вопросам миграции МВД назначил О. Е. Кириллову, а начальником Главного управления по контролю за оборотом наркотиков МВД — А. И. Храпова. Также в некоторых источниках появилась информация, что существенная часть кадрового состава поглощённых ФСКН и ФМС не была переведена в образованные в МВД соответствующие управления, что, по мнению некоторых комментаторов, создало «условия для пополнения рядов российской наркомафии и прочего криминала». То есть ход реформы, а также цели создания национальной гвардии многими подвергаются критики.

Что же касается официальных объяснений причин создания Федеральной службы войск национальной гвардии, то они были даны самим В. В. Путиным 14 апреля в ходе прямой линии с гражданами России:

«Вопрос обсуждался давно и многократно. Первое и основное, что лежит в основе принятого решения, — это поставить под особый контроль оборот оружия в стране.»

Так или иначе, данная реформа силового блока правительства является наиболее существенной со времени образования Государственного комитета по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в 2003 году, который, в своё время, в значительной степени был сформирован на базе кадрового ресурса налоговой полиции. Напоследок следует отметить, что все изменения федеральных служб и министерских управлений вступают в силу 1 июня 2016 года.