Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Мысли об экономической безопасности № 59

Дата публикации: 16.11.2015

Пятьдесят девятый выпуск колонки, содержащей тезисное изложение различных мыслей на тему экономической безопасности, которые прямо или косвенно перекликаются с событиями последнего времени. Материал посвящён беглому представлению авторского взгляда на вопросы защиты экономических агентов и обеспечения устойчивости и конкурентоспособности корпоративных структур и хозяйственных систем.


  1. На ушедшей неделе стало известно, что старт программы карт продовольственной помощи откладывается с 2016 на 2017 год. То есть в 2016 году отечественным сельхоз производителям не имеет смысл рассчитывать на поддерживающий эффект этой программы, тогда как она могла бы стать полезной как для населения, так и для сельского хозяйства (подробнее см. «Контуры новой системы продовольственной поддержки малоимущего населения в России»).
  2. Помимо этого, на продовольственную безопасность в краткосрочном периоде может повлиять ситуация вокруг введения дополнительных сборов на автомобильные грузоперевозки. Дело в том, что крупные продовольственные сети могут столкнуться с проблемами из-за отказов логистических компаний доставлять товары в связи с введением новой системы оплаты проезда для большегрузных машин. Данная реформа вообще выглядит несколько неуклюжей по своей реализации, а теперь напрямую может сказаться на продовольственной обеспеченности целых регионов.
  3. Что касается внешних рисков, то на прошедшей неделе министр экономического развития Алексей Улюкаев заявил, что принадлежащий государству пакет акций крупнейшей в России нефтяной компании «Роснефть» может быть продан в 2016 году. Он добавил, что принимать соответствующее решение нужно, исходя из консервативной оценки конъюнктуры. Тем не менее, есть подозрения, что эта инициатива может быть связана с рисками конфискации имущества «Роснефти» в соответствии с решениями международных судов по делу акционеров ЮКОСа. Поскольку ответчиком является Россия, а «Роснефть» приобрела активы обанкротившегося ЮКОСа, то имущество «Роснефти» оказывается под двойным риском. Возможно именно поэтому решено продать государственный пакет акций, чтобы снизить риски для «Роснефти», выведя её из государственной собственности.
  4. В системно значимых отраслях российской экономики появляются сигналы того, что компании испытывают серьёзные проблемы с долгосрочными инвестициями. Речь о том, что нефтяные компании в кризис стремятся максимально отложить освоение шельфа Арктики. В частности, «Газпром нефть» добилась существенной отсрочки по началу добычи на Долгинском месторождении с 2019 на 2031 год.
  5. Более того, проблемы с инвестициями в нефтяной отрасли характерны для всей мировой индустрии, а не только российских компаний. Международное энергетическое агентство (IEA) ожидает, что спад инвестиций в нефтяную отрасль в 2016 году продолжится. В результате этого, ближневосточные страны имеют все шансы увеличить свою долю в глобальном экспорте, так как имеют наибольшую рентабельность. Соответственно другие производители будут сворачивать долгосрочные инвестиционные программы, что может привести к накоплению износа инфраструктуры и истощению используемых месторождений. В итоге, в один момент это может привести к топливному кризису и резкому скачку нефтяных цен, который окажется шоком для всей мировой экономики.
  6. Кроме того, не стоит забывать о дополнительном риске для российского нефтяного сектора, связанного с возвращением Ирана на нефтяные рынки южной Европы. К тому же с учётом того, что по мнению отдельных специалистов эти риски существенно выше, чем попытки Саудовской Аравии вытеснить Россию с европейского нефтяного рынка (подробнее см. «Оценка потерь России от возвращения Ирана на нефтяные рынки»).
  7. Продолжается сага украинского долга перед Россией, которая в последние дни получила новый импульс развития. В частности, из существующих сценариев возможного развития событий (подробнее см. «Позиции сторон и возможные сценарии развития событий вокруг украинского долга перед Россией») выделилось два наиболее вероятных: либо МВФ осуществит изменение своих правил, чтобы продолжить финансовую помощь Украины, объявившей дефолт по суверенному долгу, либо Украина всё-таки пойдёт на переговоры с Россией и будет выработана особая схема реструктуризации долга. Первый сценарий обсуждается уже некоторое время, а развитие второго решила форсировать сама Россия, наблюдая отсутствие какой-либо конструктивной инициативы со стороны Украины.
  8. Изначально министр финансов РФ Антон Силуанов заявил, что Россия согласна вести переговоры с Украиной о реструктуризации долга, если Киев предложит нормальные условия. Дело в том, что всё это время Украина предлагала России те же условия, что и коммерческим кредиторам, тогда как условия кредита были льготные с дисконтом в пользу Украины более, чем в два раза. Ну а после этого стало известно, что Россия сама сделала Украине предложение о порядке оплаты долга. При этом, никаких подробностей российская сторона не раскрыла, за исключением того, что это предложение также адресовано представителям МВФ.
  9. Судя по всему, риск, что МВФ всё-таки пойдёт на беспрецедентное изменение своих правил специально для Украины, в российском правительстве был оценён достаточно высоко, что и привело к активности по самостоятельной выработки компромиссного предложения. Вероятно неслучайно, за несколько дней до этого, директор Фонда от России Алексей Можин заявил, что Россия не сможет заблокировать реформу МВФ, позволяющую продолжать финансирование Украины при дефолте, поскольку не обладает правом вето и большинством голосов в совете директоров Международного валютного фонда.
  10. В контексте проблемы недостаточного веса России в МВФ интересен тот факт, что лидеры стран BRICS на встрече в Анталье подчеркнули необходимость доведения до конца первого этапа реформы Международного валютного фонда, выразив сожаление, что этот процесс затягивается. Проблема в том, что принятые ещё пять лет назад решения о проведении такой реформы, предполагающей увеличение квот и голосов, которыми страны BRICS располагают в МВФ, блокируются из-за отсутствия ратификации со стороны США.