Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Предложения С. Ю. Глазьева по нейтрализации угроз экономической безопасности России в условиях международных санкций

Дата публикации: 15.09.2015

По информации газеты «Коммерсантъ», 15 сентября 2015 года межведомственная комиссия Совета безопасности РФ по безопасности в экономической и социальной сфере в закрытом режиме должна заслушать доклад советника президента С. Ю. Глазьева по вопросу «О дополнительных мерах по нейтрализации угроз экономической безопасности РФ в условиях международных санкций». Комиссия, представленная заместителями министров и глав профильных госструктур, с февраля 2009 года является по указу Владимира Путина подразделением Совбеза, готовящего предложения для этого консультативного органа.


Согласно проекту доклада «Конкурентный потенциал России и пути его реализации для обеспечения национальной безопасности» в пересказе «Коммерсанта», вся совокупность предложений может быть разделена на 6 блоков:

  • «Переход к суверенной денежно-кредитной политике» — установление государственного контроля за монетарной сферой с целью проведения регулируемой стимулирующей денежно-кредитной политики через активное рефинансирование экономики по низким ставкам.
  • «Стабилизация курса рубля, прекращение утечки капитала, дедолларизация экономики» — установление жёсткого валютного контроля с прямыми запретами на покупку валюты без чётких обоснований потребности, налоги на конвертацию средств и их трансграничное перемещение, а также запрет валютных займов как таковых и необходимость предоставления экономического обоснования вывода средств за рубеж.
  • «Стабилизация цен» — меры по временному замораживанию цен на основные потребительские товары, жёсткий контроль за предельной маржинальностью торговой системы, а также запрет на повышение тарифов естественных монополий, плюс национализация электроэнергетики. Кроме того, предлагается восстановить экспортные пошлины на металлы и химическую продукцию, а также прекратить возврат НДС по экспорту сырьевых товаров, чтобы стимулировать его переработку на территории России.
  • «Нейтрализация антироссийских санкций» — легализация практики отказа от возврата кредитов, выданных институтами государств, которые ввели санкции против России, конвертация всех средств суверенных фондов в золото и облигации стран BRICS, создание альтернативной системы международных расчётов, агрессивная деофшоризация.
  • «Гармонизация интересов субъектов хозяйственной деятельности» — блокирование доступа к ряду стратегических предприятий иностранных инвесторов и создание системы так называемых «народных предприятий» из обанкротившихся ранее хозяйственных субъектов.
  • «Развёртывание системы стратегического управления» — создание Государственного комитета по стратегическому планированию при президенте РФ (ГКСП) с «координационным» подчинением ему правительства де-факто и Государственного комитета по научно-техническому развитию РФ (ГКНТР) — также при главе государства, но уже внутри Белого дома.

Помимо общей цели, понимаемой как увеличение долгосрочной конкурентоспособности экономики РФ, план С. Ю. Глазьева ставит перед собой следующие конкретные задачи:

  1. Рост промышленного выпуска на 30-35%
  2. Увеличение в рамках перехода к «экономике знаний» доли в ВВП расходов на образование, здравоохранение и социальную политику с 6,5% до около 40%,
  3. Наращивание нормы накопления до 35-45%

Сам С. Ю. Глазьев предупреждает, что план следует реализовать в течение следующих пяти лет, то есть до 2020 года. Только так, по мнению автора, можно избежать «стагфляционной ловушки», угроз «экономической безопасности» и «внешнего контроля над инфраструктурой управления», избежать участи мировой «периферии», угнетаемой «неэквивалентным обменом», — и войти в новое «ядро мировой экономической системы» вопреки воле стран нынешнего «ядра».

В целом, судя по доступной информации, С. Ю. Глазьев по-прежнему придерживается концепции мобилизационного рывка экономики через жёсткий контроль государства за экономической сферой и умеренный изоляционизм. Сами по себе изложенные идеи не новы и не представляют собой какую-то свежую программу экономической политики. Главным здесь является степень реальной проработанности всех предложений, просчёта возможных последствий и рисков, которые может повлечь за собой принятие этого плана.

К сожалению, доступные научные работы С. Ю. Глазьева по экономической безопасности не характеризуются достаточной степенью проработки именно аналитической части и индикационных механизмов контроля экономической безопасности, поэтому есть основания полагать, что и данный доклад в большей степени является неким условным программным документом, а не конкретным планом экономической политики со всеми необходимыми расчётами и инструментами мониторинга.

Более того, в доступном пересказе тезисов не заметно мер по обеспечению продовольственной, научно-технологической и в достаточной мере социально-экономической безопасности, что также представляется достаточно спорным.

(Использованы материалы «Коммерсантъ».)